Молодые ученые Астраханского ГМУ представили свои проекты на совещании у Губернатора

2 июля в большом зале резиденции Губернатора состоялось заседание Совета молодых ученых и специалистов Астраханской области.

Открыл заседание Губернатор Астраханской области А.А. Жилкин. Он обратился с приветственным словом к молодым ученым и участникам мероприятия и отметил, что на текущий момент свою работу на территории Астраханской области осуществляют 33 постоянно действующих СМУС.

В рамках заседания совета с презентацией своих проектов выступили и студенты Астраханского государственного медицинского университета.

Хаймина Татьяна – аспирант 2 года обучения кафедры факультетской терапии и профессиональных болезней с КПО представила проект «Комплексное нутригенетическое тестирование пациента – основа здорового образа жизни». Атеросклероз, гипертония, диабет, гиповитаминоз, анемия и многие другие болезни являются причиной неправильного питания. Предотвратить их можно будет в скором времени с помощью специальных нутригенетических тест-систем, которые позволят выявить маркеры заболеваний. После прохождения теста человек может узнать, сколько ему можно потреблять кофе, сахара или соли. Таким образом можно будет разработать систему персонализированного питания. «Себестоимость анализа на один ген – примерно 200 рублей, поэтому он станет доступен широким слоям населения», – рассказала Татьяна Хаймина.

Шур Юлия – аспирант 2 года обучения, ассистент кафедры фармакогнозии, фармацевтической технологии и биотехнологии рассказала о реализации проекта «Разработка стоматологических лечебно-профилактических средств на основе бактериофагов и фитопелоидной композиции».

Одной из приоритетных проблем в современной стоматологической практике является высокая распространенность заболеваний слизистой оболочки полости рта. Предлагаемая разработчиками инновационная продукция содержит в своем составе активные компоненты в виде экстрактысульфидно-иловой грязи месторождения «Озеро «Лечебное» и Солодки голой, произрастающей практически повсеместно на территории Астраханской области. Перечисленные компоненты обеспечивают противовоспалительное, иммуномодулирующее, регенерирующееи минерализирующее действие. Противомикробное действие достигается введением в новую продукцию бактериофагов, которые в отличие от антибактериальных препаратов, способны лизировать только специфические патогенные бактерии. Первоначальными потребителями разрабатываемых стоматологических форм будут жители Астраханской области. Согласно статистическим данным, продукция будет востребована широкими слоями населения. Реализация проекта осуществляется в рамках научно-практического сотрудничества ФБУ ЦР ФСС РФ “Тинаки”, которые обладают правом пользования недрами грязевого месторождения Астраханской области, лабораторией кафедры фармакогнозии, фармацевтической технологии и биотехнологии и стоматологической поликлиникой Астраханского государственного медицинского университета.

Рубальский Максим представил проект «Получение высокоэффективных, генетически тестированных бактериофагов для лечения инфекционных осложнений в хирургии».

Во всем мире ученые и врачи бьют тревогу в связи с ростом числа бактерий, устойчивых к известным антибиотикам. Сложившаяся ситуация ухудшается и на фоне отсутствия за последние 30 лет серьезных прорывов в разработке антибактериальных препаратов. Начиная с конца 80-х годов прошлого столетия не было открыто ни одного нового класса антибиотиков, которые могли бы применяться в клинике.

Когда антибиотикоустойчивые бактерии поражают пациентов после сложных операций, они вызывают инфекционные осложнения, приводящие к гибели больных из-за неэффективности антибактериального лечения.

Исследования астраханских ученых направлены на поиск бактериофагов – природных антибактериальных вирусов, высокоэффективных для лечения инфекционных осложнений.

Начало исследованиям положил грант, полученный по программе «УМНИК».

Свойства новых бактериофагов делают их не только альтернативой антибиотикам, но и факторами, уничтожающими антибиотикоустойчивость бактерий.

Полученные результаты исследований бактериофагов в Астраханском медицинском университете дали возможность нашему вузу войти в состав международного консорциума, занимающегося разработкой препаратов бактериофагов, который организовали:

Московский научно-исследовательский институт имени Габричевского, утвержденный национальным референс-центром по бактериофагам;

Ведущая европейская Клиника кардиоторакальной, трансплантационной и сосудистой хирургии Вышей медицинской школы Ганновера.

Основными направлениями разработки фагосодержащей продукции с участием астраханских ученых являются:

1. Создание уникальной технологии получения бактериофагов
  2. Разработка и внедрение генетической оценки свойств бактериофагов и качества фагосодержащей продукции
  3. Разработка новых форм препаратов бактериофагов с длительной локальной доставкой

Еще одним результатом научно-исследовательской работы астраханской группы стала разработка компьютерной программы эффективного функционального анализа полных геномов любых бактериофагов.

Данная научно-исследовательская работа была выполнена в соответствии с государственным заданием Министерства здравоохранения России Астраханскому ГМУ.

В настоящее время эта компьютерная программа используется для генетического выявления как нежелательных свойств новых бактериофагов, так и их полезных свойств.

Однако разработанная программа не может применяться в производственном контроле бактериофагов, так как используется в сочетании с трудоемкой и дорогостоящей расшифровкой генома, называемой секвенированием.

Для решения задачи генетического контроля бактериофагов при их производстве и индивидуальном применении астраханская группа международного консорциума будет разрабатывать наборы для определения конкретных важных участков генома – генов с помощью полимеразной цепной реакции (сокращенно – ПЦР). Этот метод значительно проще и в десятки раз дешевле, чем секвенирование.

Губернатор А.А Жилкин.высоко оценил разработки молодых астраханских ученых и отметил,  что теперь это не просто интересные идеи, как было несколько лет назад, а глубокие фундаментальные прикладные исследования.

[Best_Wordpress_Gallery id=”95″ gal_title=”совещание у Губернатора”]