Научно-практический семинар «Особенности языка медицины»
3 декабря кафедрой латинского и иностранного языков был проведен научно-практический семинар «Особенности языка медицины» в рамках реализации одноименной НИР, над которой работает кафедра в течение нескольких лет. Данная тема остается актуальной, так как внедрение новых методов лечения, лекарственных средств и технологий привело к возникновению отдельного научного направления «Медицинская лингвистика», в рамках которого предполагается проведение описания всех аспектов функционирования языка, составляющих язык медицины: его лексико-грамматическую, лингвокультурную и коммуникативную стороны. Взаимосвязь языка и медицины способствует объяснению процессов профессиональной речевой деятельности и функционирования языка.
Медицинская терминология, бесспорно, обладает рядом специфических особенностей, среди которых можно выделить следующие: основу медицинской терминологии составляют заимствованные греко-латинские термины; большинство медицинских терминов являются интернациональными; для пополнения терминологии активно используются эпонимические термины и т.д. Преподаватели кафедры весьма заинтересованы этим вопросом, поэтому поиск новых путей интерпретации медицинских терминов не прекращается.
В рамках семинара были заслушаны следующие доклады: «Интерпретация медицинских метафор в художественной литературе» – ст. преподаватель Л.М. Касимцева рассказала об анатомических метафоричных терминах, построенных на сходстве внутренних органов человека и предметов. «Особенности семантики родительного падежа в анатомической терминологии» – к.ф.н., доцент Т.А. Ткачёва в своем выступлении раскрыла различные функции родительного падежа в международной анатомической терминологии, такие как функция притяжательности, описания, транспозиции.
Преподаватель кафедры С.Г. Джабраилова в своем сообщении «Социальная обусловленность возникновения языковых явлений в медицине» поведала о том, что развитие медицины повлияло не только на возникновение новых медицинских терминов, но и на появление большого количества заимствований, особенно из английского языка.
С сообщением методического характера выступила к.пс.н., доцент Э.М. Байдашева на тему «Особенности индивидуального учебного стиля студентов в обучении иностранным языкам на основе компетентностного подхода», в котором прокомментировала выявленные в ходе анализа виды учебного стиля, проявляющегося у студентов в процессе обучения иностранным языкам.
Завершающим стало выступление к.ф.н., доцента Т.В. Лукояновой по теме «Рекомендации к написанию статьи», в котором были подробно описаны общие особенности и признаки научного стиля, а также структура научной статьи. Подобные советы особенно заинтересовали молодых преподавателей, путь которых в научной деятельности только начинается.
В конце семинара, зав. кафедрой, д.ф.н., профессор Маджаева С.И. также дала полезные указания по написанию научной работы, отметив такие понятия как методология, методика, концепция. И, традиционно, была проведена рефлексия, в ходе которой преподавателями кафедры были сделаны следующие выводы: язык медицины – явление неоднотипное, терминологический запас регулярно пополняется, в связи с чем нововведенные термины и их значение могут быть подвергнуты глубинному анализу.