О проведении «Круглого стола» по теме: «Биофилософия и новая философия жизни: генеалогия альтруизма».
14 июня на кафедре философии, биоэтики, истории и социологии Астраханского ГМУ состоялся «Круглый стол» на тему «Биофилософия и новая философия жизни: генеалогия альтруизма».
Открывая «круглый стол» с приветственным словом выступила заведующая кафедрой философии, биоэтики, истории и социологии, к.и.н. М.Е. Михайлова. В своем выступлении она отметила, что новые отношения между философией и биологией сегодня формируют новую парадигму разнородности с акцентом на гуманизацию отношений между человеком и природой.
В этом же ключе высказалась доцент кафедры, к.ф.н. Н.Б.-Г. Горяшкиева: одна из тенденций, которая постепенно складывается в современной науке – это выдвижение на лидирующие позиции блока биологических наук. Одним из следствий данной ситуации является утверждение нового мировоззренческого принципа называемого «биоцентризмом» в качестве ключевого методологического ориентира современного этапа развития науки. Между тем, роль биоцентризма в современной научной картине мира будет не вполне достаточной без ценностно ориентированного принципа антропоцентризма как устоявшегося основания миропонимания в целом с учетом всех его достоинств и недостатков.
Возвращаясь к основной теме дискуссии, руководитель Центра популяризации науки, педагог РШТ, М.В. Миталева высказала мысль о возможности простого объяснения общества, культуры и морали с точки зрения биологической (генетической) детерминации. Альтруизм в животном мире (с проекцией на мир человеческой культуры и морали), с точки зрения эволюционной этики, объясняется «генетическим расчетом», когда жертвующая собой во имя «своих» особь сохраняет свой генетический вклад в них. Человеческая культура лишь рационализирует (что объясняет концепция расширяющихся кругов) ожидание будущей выгоды и вознаграждения от жертвы здесь и сейчас.
Комментируя подобную точку зрения старший преподаватель кафедры философии, биоэтики, истории и социологии АГМУ, Д.В. Захаров отметил, что между тем, что с точки зрения эволюционной этики и, говоря шире, естественнонаучного подхода, считается простым, первичным, происходящем на молекулярном уровне, производным от эгоистического удовольствия, некоей «физиологии симпатии» и тем, что считается вторичным «социальным инстинктом», выражающимся в альтруистическом поведении (вплоть до самопожертвования), устраивается огромный разрыв. Заполнить его объяснением эгоистической выгоды особи в будущем от потери собственной жизни здесь и сейчас представляется возможным лишь при условии отрицания самого выбора модели поведения у животного и человека, при отрицании самого субъекта поведения, представив животного и человека лишь «машиной для выживания генов», которые и задают все программы расчета выгод и потерь, как это делает Ричард Докинз. Уничтожение моста между «эгоизмом природы и материи» и «альтруизмом культуры и духа» путем такой сугубой механической биологизации чревато грубыми упрощениями, работающими против самого биологического знания.
Важным посланием гуманитарного знания знанию биологическому является понимание символизма человеческой культуры как действия «символического животного». Для этой деятельности характерен метод преодоления дихотомий (бриколаж), в том числе «эгоизм – альтруизм» (например, с помощью парадокса Э. Фримма: «Эгоист не любит себя – он ненавидит себя»). Понимание этого механизма позволяет по-новому взглянуть на языки природы, которым также свойственна сложная детерминация и язык.
Доцент кафедры гуманитарных дисциплин Каспийского института морского и речного транспорта, к.псих.н., Горев В.В. предложил взглянуть на тему сквозь проблему осмысления трансгуманизма, как «новой супер-экзистенции Западной цивилизации». Сегодняшняя эпоха характеризуется им при этом как начало самотрансформации человечества, как путь от гуманизма к трансгуманизму и от евгеники к неоевгенике. Технологическое решение научных и метафизических проблем, таким образом, само собой упразднит проблемы, порожденные неточностью языка науки и метафизики, включая проблему эгоизма и альтруизма.
Доцент АГТУ, к.б.н. В.Е. Афанасьев, популяризатор науки П.М. Воронин, однако, подвергли критике некоторые аспекты такого упразднения. В продолжении темы выступили с сообщениями и комментариями: культуролог Алтуфьев Д.Ю, эколог Полторецкий И.В., преподаватель АМБК Щербакова Н.В. и др. участники.
В заключение, закрывая заседание, зав. кафедрой М.Е. Михайлова поблагодарила всех пришедших и пожелала новых и плодотворных встреч.