ОСТОРОЖНО! МОШЕННИКИ!

ОСТОРОЖНО! МОШЕННИКИ!

Уже на протяжении нескольких лет в России продолжает набирать обороты такой вид преступлений как телефонное мошенничество. Сегодня это один из самых распространенных видов преступлений.

В настоящее время, благодаря социальным сетям, цифровизации сферы услуг, всевозможным интернет-сервисам, злоумышленникам не представляет особого труда собрать определенную информацию о своих будущих жертвах. Это помогает им ввести практически любого человека в заблуждение и получить доступ к его сбережениям или заставить перевести деньги на чужой счет.

В таких мошенничествах зачастую используются типовые схемы и сценарии, позволяющие злоумышленникам психологически повлиять на человека, сбить его критическое мышление и следовать их указаниям.

«Звонок от имени службы безопасности банка».

Звонок может совершаться с номера, совпадающего с официальным номером телефона банка, так как злоумышленниками используются возможности IP-телефонии по подмене исходящего номера.

Мошенник представляется сотрудником службы безопасности. Его цель — выманить у потенциальной жертвы конфиденциальные данные банковской карты: ее полный номер, трехзначный код подтверждения подлинности карты или код безопасности, обычно нанесенный на обороте карты, а также одноразовые коды из СМС, которые поступят потенциальной жертве в результате инициированных злоумышленником действий от имени клиента.

Таким образом, под предлогом «отмены» подозрительной операции или последствий иного действия, которое «банк зафиксировал», а вы не совершали и не подтверждаете, мошенники пытаются, например, сбросить пароль и перехватить управление вашим мобильным приложением банка или активировать от вашего имени иные сервисы.

«Звонок из ФСБ, МВД, Следственного комитета и т.п.».

Не самый новый вид мошенничества, но все еще остается очень актуальным. Мошенники звонят под видом сотрудника ФСБ, МВД, СК, представляются лейтенантом полиции или работником следственного комитета и сообщают гражданину, что прямо сейчас с его счета происходит хищение средств или на него оформляют кредит. Для спасения денег или недопущения оформления кредита следует перевести средства на «безопасный счет» или самостоятельно оформить кредит и тут же вернуть его, опять же на якобы специальный счет. Иногда потенциальной жертве предлагают дойти до банкомата, снять средства и передать их «сотруднику полиции», который участвует в спецоперации по поимке преступников.

«Предупреждение о совершении мошеннических действий со стороны центра мониторинга центрального банка».

Поступает звонок из автоматизированного колл-центра о том, что ваша карта была «заблокирована в связи с подозрительной операцией». Вас просят перезвонить по указанному номеру, чтобы выяснить подробности.

«Звонок клиентского менеджера о качестве предоставляемого сервиса и изменения клиентских данных».

Под видом опроса от банка и предложения новых услуг мошенник пытается выманить у потенциальной жертвы конфиденциальные данные банковской карты или код из СМС, или пароли из мобильного приложения банка.

«Информирование о сбое в системе банка и необходимости верификации/уточнения клиентских данных».

По аналогии с предыдущим видом мошеннических звонков, этот способ также имеет целью выманить конфиденциальные данные банковской карты, код из СМС, или пароли из мобильного приложения банка

«Диалог с роботом».

Злоумышленники могут применить прием, при котором информацию о карте или СМС-код предлагают назвать не работнику банка или какой-либо службы, а роботу, переключая вас для целей аутентификации или подтверждения отказа от операций на некую автоматизированную систему.

 

Как распознать телефонных мошенников и не попасться на их уловки?

  1. Если вам никогда раньше не поступали звонки от представителей своего банка и вдруг такой звонок поступил, это должно как минимум насторожить и заставить внимательнее отнестись к тому, что и с какой целью спрашивает позвонивший человек.
  2. Реальные сотрудники банка никогда не попросят клиента совершать операции под их контролем, предоставить доступ для совершения от имени клиента финансовых операций и/или сообщить им/продиктовать «роботу» такую информацию как номер карты, коды, пароли, ПИН-код или три цифры на обороте пластиковой карты, с целью идентификации.
  3. Злоумышленники, представляющиеся сотрудниками банка или работниками правоохранительных органов, чаще всего провоцируют жертву в телефонном разговоре на срочные действия, ссылаясь на важность/приоритетность/неотвратимость, пугая возможными негативными последствиями; реальные сотрудники банка не станут пугать клиента или искусственно нагнетать обстановку.

Следует обратить внимание, что типовыми признаками мошеннических действий при телефонном разговоре являются следующие фразы/сценарии:

– Оппонент предлагает жертве «перевести деньги на безопасный счет», «на безопасный номер»;

– Оппонент сообщает, что для целей закрытия действующей кредитной или иной операции/заявки жертве «необходимо оформить кредит» (технический, новый, временный — называться может по-разному);

– Оппонент просит жертву «не сообщать никому о факте звонка», так как в «банке мошенники», «в дополнительном офисе банка работают мошенники», «в колл-центре банка работают мошенники».

Эти три признака — маркеры, однозначно указывающие на попытку совершения при телефонном разговоре мошеннических действий.

 

И самое главное – если у вас есть хотя бы минимальное подозрение, что вам звонят мошенники, немедленно заканчивайте разговор и кладите трубку!

Потом перезванивайте самостоятельно по номеру телефона, указанному на сайте банка, в мобильном банковском приложении или на обороте пластиковой банковской карты. В этом случае вы сможете уточнить информацию по своим картам и счетам у настоящих работников банка.

 

 

Отдел информационной безопасности

Астраханского ГМУ