Основная деятельность Центра довузовской подготовки и профориентации.
Работа Центра направлена на подготовку профессионально-ориентированной молодежи к поступлению в Астраханский ГМУ.
Организационно-методическая работа:
а) планирование деятельности Центра;
б) разработка локальной документации. планов, проектов Центра;
Руководитель Центра формирует планы и определяет стратегию деятельности Центра. Под каждый программный документ разрабатываются методические рекомендации его реализации. По итогам проведенных мероприятий составляются текстовые и фотоотчеты. Вся отчетная информация размещается на сайте Астраханского ГМУ на странице Центра довузовской подготовки и профориентации.
Учебная работа: составление рабочих программ по предметам, которые преподаются в рамках курсовой подготовки для слушателей Подготовительного отделения Центра. Преподаватели Астраханского ГМУ разработали учебные программы по русскому языку, общей химии и биологии. К каждой программе авторами: А.Х. Сатретдиновой. З.Н. Джулддузбаевой, Т.Н. Максимовой. М.В. Беззубиковой, М.А. Фирсовой, Н.В. Глуховой (русский язык для иностранных слушателей), Л.Н. Бердиевой. А.И. Матюшковой. Т.А. Дьяченко (Учимся говорить по-русски), Кузнецовой М.Г. (Общая химия. Для иностранных слушателей подготовительного отделения)- опубликованы учебно-методические пособия, методические рекомендации и сборники контрольных работ.
Воспитательная работа: деятельность по формированию профессионального мировоззрения и самоопределения будущих абитуриентов Астраханского ГМУ, их нравственного поведения, развитию ключевых компетенций выпускников общеобразовательной школы, эстетического восприятия жизни. Деятельность по воспитанию слушателей осуществляется с позиций личностно-ориентированного подхода и отечественной гуманистической концепции духовно-нравственного воспитания. Воспитательная работа с иностранными обучающимися в Центре направлена на социальную адаптацию иностранцев к условиям жизни и обучения в российском медицинском вузе. Воспитательные мероприятия спланированы в соответствии с возрастными, социально-педагогическими и психологическими особенностями обучающихся в Центре довузовской подготовки и профориентации. Работу по воспитанию слушателей выполняют как сотрудники Центра, так и кураторы учебных групп. Слушатели Подготовительного отделения вовлекаются в общевузовские мероприятия. Отчетные документы размещаются на сайте Астраханского ГМУ на странице Центра.
Научно-методическая работа: научное обоснование социальной адаптации иностранных граждан, разработка методических пособий, привлечение школьников к участию в олимпиадах и конференциях.
Обучение руководителя Центра довузовской подготовки и профориентации в Российском Университете Дружбы народов способствует высокому уровню организации научно-методической работы Центра.
Профессиональна ориентация довузовской молодежи на медицинские специальности лежит в основе деятельности Центра довузовской подготовки. Все содержание деятельности Центра ориентировано на формирование контингента будущих абитуриентов Астраханского ГМУ. Профориентационная работа проводится прямо и опосредованно. К прямым способам относится агитационная и пропагандистская форма работы: реклама в СМИ, страница Центра на сайте Астраханского ГМУ, реклама в школах Астраханской области, выступления в общеобразовательных организациях, медицинские классы в школах-партнерах Астраханского ГМУ. К опосредованным: организация и проведение разнообразных конкурсов для школьников медицинского содержания, привлечение школьников к участию в олимпиадах, фестивалях, работа школьников в студенческих медицинских волонтерских отрядах, совместные творческие объединения, куда входят как студенты АГМУ, так и астраханские старшеклассники. Работу по профориентации проводят сотрудники Центра и высококвалифицированные преподаватели Астраханского ГМУ. Все отчеты по данному направлению работы размещаются на сайте вуза.
Занятия на курсах Подготовительного отделения проводят преподаватели Астраханского медицинского университета, владеющие современными методиками работы со старшеклассниками. Слушатели курсов изучают биологию, химию, русский язык. Изучение этих предметов поможет слушателям успешно пройти испытания в формате единого государственного экзамена, специального тестирования.
Слушатели участвуют в экскурсиях в Центр истории Астраханского ГМУ и Анатомический музей. Обучающимся на курсах Центра предлагают попробовать свои силы в научных исследованиях. Профессоры и доценты всегда открыты для творческого общения и готовы оказать научные консультации. Слушатель курсов участвуют в мероприятиях Астраханского ГМУ «День открытых дверей», знакомятся с работой кафедр и лабораторий Астраханского ГМУ. Ежегодно старшеклассники из школ-партнеров Астраханского ГМУ участвуют в научных конференциях города и области, олимпиаде по химии и биологии среди учащихся медицинских классов и классов с химико-биологическим уклоном, в Фестивале студенческой науки. Ведущие профессора, доценты, ординаторы и студенты вуза проводят со школьниками медицинские квесты, мастер- классы, практические занятия, отрабатывают навыки оказания первой доврачебной помощи на медицинском симуляционном оборудовании. В целом эти занятия создают позитивные условия формирования практических навыков у будущих врачей.
Наиболее активно в жизни Астраханского медицинского университета участвуют старшеклассники из школ-партнеров. Диагностика учеников медицинских классов Школы одаренных детей им. А.П. Гужвина, МБОУ Лицей №1, МБОУ Лицей №2 им. В.В. Разуваева демонстрирует высокий уровень готовности школьников к выбору медицинских специальностей. Школьники данных образовательных учреждений активно принимают участие в работе научных площадок АГМУ ежегодного Регионального фестиваля студенческой науки Астраханской области. Преподаватели Астраханского ГМУ работают с астраханскими школьниками по программам «Юный биохимик», «Экология человека», «Юный медик».
Центр довузовской подготовки и профориентации организует методические совещания по вопросам обеспечения образовательного процесса в медицинских классах. Профориентационная работа Центра формирует у старшеклассников исследовательскую готовность, умения и навыки проведения самостоятельных исследований и экспериментов. Школьники, которые активно участвовали во всех профориентационных мероприятиях Центра выбирают медицинские специальности осознанно и готовы к обучению в медицинском вузе.
Воспитательное направление деятельности Центра реализуется с помощью мероприятий, которые проводятся для слушателей-иностранцев и старшеклассников из Астраханских школ. Слушатели –иностранцы разделены на группы. К каждой группе прикреплен куратор из числа преподавателей и сотрудников АГМУ. Слушатели- иностранцы под руководством куратора участвуют в тематическом объединенном занятии «Давайте познакомимся!», беседе о противопожарной безопасности правилах проживания в общежитии, о режиме дня, безопасном поведении в общественных местах, на улице, в транспорте противопожарной безопасности; деловой игре о выполнении правил поведения обучающегося в АГМУ(форма одежды, соблюдение расписания занятий). Кураторы в целях эстетического воспитания проводят со своими подопечными обзорную экскурсию по центру Астрахани, по музеям, литературные гостинные к юбилейным датам русских писателей и поэтов.
Интересно и красочно проходит ежегодный Фестиваль, посвященный родным государствам слушателей из дальнего и ближнего зарубежья. Кураторы групп вместе с иностранными слушателями увлеченно готовятся к его проведению. Этот Фестиваль имеет развивающее, обучающее и воспитательное значение. Участники Фестиваля с гордостью демонстрируют достижения своей родной страны. Фестиваль проходит на русском языке. Слушатели подготовительного отделения Центра читают стихи, исполняют танцы, поют песни как на родном языке, так и по-русски. Они публично подтверждают свои знания русского языка, на котором им предстоит учиться в последующие годы.
Слушатели подготовительного отделения под руководством кураторов посещают спектакли и представления в астраханских театрах. Этическое воспитание осуществляется также с помощью участия слушателей в празднованиях Нового года, Международного Женского дня, традиционных российских праздниках (Масленица, майские праздники, День Победы). По итогам всех состоявшихся мероприятий отчеты размещаются на сайте Астраханского ГМУ.
В деятельность Центра довузовской подготовки и профориентации входит организация и проведение формирующих профессиональное самопределение школьников интерактивных мероприятий (конкурс фото- и видеоматериалов «Астраханские ученые в медицине», «Мир медицины глазами школьников», профориентационная игра «Агенты будущего»). Данные мероприятия проводятся со слушателями подготовительного отделения Центра и со старшеклассниками из сотрудничающих с АГМУ школ.
Все направления деятельности Центра довузовской подготовки и профориентации формируют единую информационную образовательно-развивающую среду . Эта среда становится условием для создания системы «школа-вуз». Система довузовской подготовки позволяет школьникам сделать выбор будущей медицинской профессии сознательно.