Кафедра психологии и педагогики является одной из относительно молодых в АГМА. Вначале по Приказу ректора № 160 от 24.06.96г. был организован курс социальной экологии и психологии. Первым заведующим курсом, а в последующем кафедрой, был назначен д.м.н., профессор Э.Б. Великанов. Научно-педагогическая работа кафедры фактически началась с 1997г., когда со второго семестра стали проводиться цикловые занятия по клинической и социальной психологии для студентов 4 курса лечебного и педиатрического факультетов. С 2000-2001 учебного года кафедра стала именоваться «кафедрой медицинской психологии и педагогики» в связи с передачей соответствующих часов по предмету «медицинская психология» с кафедры психиатрии.
В период 2002-2004гг. кафедру возглавляла старший научный сотрудник, к.м.н. Л.А. Костина.
С сентября 2004 г. по февраль 2009 г. кафедрой заведовал д.м.н. С.Б. Селезнев.
С февраля 2009 года по настоящее время руководство кафедрой возложено на старшего научного сотрудника, доцента кафедры Л.А. Костину.
С сентября 2013 года в соответствии с ФГОС третьего поколения кафедра переименована в кафедру психологии и педагогики.
На кафедре проходят обучение общей, медицинской, клинической и социальной психологии, а также основам педагогики студенты всех направлений подготовки высшего профессионального образования. Обучение студентов факультета клинической психологии и высшего сестринского образования на кафедре проходит практически непрерывно, начиная с первого и до последнего курса.
Кафедра психологии и педагогики является выпускающей для студентов факультета клинической психологии, и готовит будущих специалистов для работы в системе здравоохранения, социального обеспечения и других смежных областей. На факультете клинической психологии сотрудниками кафедрой преподается 42 дисциплины, а также осуществляется развитие практических навыков студентов. Сотрудники кафедры руководят всеми видами практик студентов ФКП: учебно-ознакомительной (1 курс), педагогической (4 курс), производственной (3,4,5 курсы), а так же осуществляют их методическое обеспечение. Клиническими базами кафедры являются 7 образовательных и 8 медицинских учреждений г. Астрахани и Астраханской области. Доценты кафедры ежегодно осуществляют руководство курсовыми и выпускными квалификационными работами студентов ФКП.
Основы психологии и педагогики на кафедре осваивают молодые преподаватели АГМА, клинические ординаторы и аспиранты, которым полученные знания помогут в дальнейшей или будущей преподавательской работе. Обучение на кафедре проходят и учащиеся медицинского колледжа всех направлений подготовки среднего профессионального образования. Преподавателями кафедры реализуется образовательно-профессиональная программа для получения дополнительной квалификации сотрудниками академии – «Преподаватель высшей школы», а так же ведется обучение по 5 циклам на факультете постдипломного образования.
Помимо традиционных форм обучения учебно-педагогический процесс на кафедре внедряются последние достижения психологии и педагогики высшей школы: используются имитационные и неимитационные технологии (ролевые и деловые игры, психологические тренинги, компьютерные симуляции, игровое проектирование), а также индивидуальное собеседование, внеаудиторная, самостоятельная работа, подготовка рефератов. На кафедре активно работает студенческий научный кружок, где под руководством опытных наставников интересующиеся психологической наукой студенты могут реализовать свои научные планы, обсудить результаты своих научных изысканий или обсудить какие-либо спорные научные проблемы. Для студентов факультета клинической психологии организован ежемесячный киноклуб, позволяющий совершенствовать их теоретические и практические знания и навыки.
В 2007 году был создан центр социально-психологической адаптации студентов (СПАС). Целью центра является обеспечение социально-психологической защиты студентов и сотрудников академии, поддержка и укрепление их психологического здоровья, создание благоприятных психологических условий для полноценной социализации студентов. Одним из подразделений центра является отряд студентов «Инсайт». Основная цель данного отряда освоение практик социально-психологической работы и их внедрение в студенческую среду. В рамках плана мероприятий центра СПАС на кафедре ежегодного проводятся межкафедральные студенческие научно-практические конференции.
Основное направление научной работы кафедры психологии и педагогики «Психологическое сопровождение медицинских работников и студентов на различных этапах профессиогенеза».
Особое значение придается сопровождению студентов и преподавателей в процессе обучения в медицинском вузе. Данное направление отражено в темах диссертационных исследований сотрудников кафедры. В настоящий момент, префессорско-преподавательским составом кафедры запланированы 2 докторские диссертации и 3 кандидатские диссертации. С 2010 года впервые на кафедре психологии и педагогики появились статьи в изданиях, рецензируемых ВАК.
Заведующая кафедрой Костина Л.А. – Заслуженный работник высшей школы, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник. Костина Лариса Александровна уделяет особое внимание совершенствованию учебного процесса, оптимизации преподавания. С 2009 года под ее руководством сотрудниками кафедры изданы 23 учебных пособия по дисциплинам кафедры, из которых 6 с грифом УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию.
В рамках сотрудничества с министерством здравоохранения Астраханской области кафедра ведет экспертную деятельность по запросам управления федеральной антимонопольной службы по астраханской области, проводит обучающие тренинги и семинары для медицинского персонала г. Астрахани и Астраханской области, и для преподавательского состава ОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Астраханская специальная (коррекционная) школа-интернат им. С.И.Здоровцева для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья 7 вида».
Большой вклад в организацию и укрепление кафедры вносит заведующая кафедрой Костина Л.А. За время существования кафедры психологические знания стали неотъемлемой частью образования и самосовершенствования медиков, как студентов медицинской академии, так и практикующих врачей г. Астрахани и Астраханской области. Кафедра психологии и педагогики стремится к постоянному усовершенствованию методов работы и расширению возможностей преподавания и практической деятельности.