Преподавание русского языка в Астраханском ГМУ имеет свою историю, связанную с историей вуза. Кафедра русского языка существует в университете с 1992 года. Первоначально на кафедре работало всего 6 человек: заведующая кафедрой Заслуженный работник Высшей школы Милосердова Л.С., преподаватели Масленникова Л.Е., Травинская Н.М., Джалилова Р.Ф., Канавина Л.И., Фурса Н.И. Затем стали работать Завязкина Л.М., Тактарова Т.В., Пенская Л.В., Денисова Л.В., Самохина Г.А., Джулдузбаева З.Ж., Сатретдинова А.Х., Максимова Т.Н.
Именно в этот период закладывался материальный фундамент, формировалось ядро преподавательского состава, осуществлялось становление научной и методической базы, а главное, шёл непрерывный процесс формирования личности будущего врача, студента-иностранца.
Это был очень трудный период, ибо начинался учебный процесс на пустом месте, не было учебной и методической литературы, технической базы. Но были энтузиасты, влюбленные в новое, трудное дело. Они начинали преподавание русского языка иностранцам в АГМА и много лет отдали этому трудному, но благородному делу.
Работа первого поколения преподавателей проходила в особой атмосфере. Это была атмосфера творчества и увлеченности своим делом, высокой ответственности, понимания социальной значимости, своей профессии и осознания личной причастности к рождению кафедры русского языка.
Приходилось во всем прокладывать новые пути. Милосердовой Л.С. проводилась огромная организаторская работа: приобретались учебники, учебные пособия, технические средства обучения; стал работать лингафонный кабинет; налаживались связи с родственными кафедрами различных вузов страны, а главное – подбирались кадры, создавался прекрасный работоспособный коллектив.
Любовь Степановна сумела создать на кафедре хороший микроклимат и сплотить преподавателей в коллектив педагогов-единомышленников, заложить и укрепить добрые традиции, уделяя много внимания молодым преподавателям, их профессиональному росту.
Преподаватели проводили учебные занятия по дисциплинам: русский язык как иностранный и научный стиль речи (по различным профилям и этапам обучения в зависимости от уровня подготовки коммуникативных потребностей иностранных студентов), осуществляли внеучебную культурно-образовательную работу с иностранными студентами.
Кандидат филологических наук, доцент Сатретдинова Альфия Хамитовна сменила Милосердову Л.С. на посту заведующей кафедрой русского языка.
Продолжая лучшие традиции, заложенные прежним руководителем кафедры, она вносила собственные новаторские идеи в развитие коллектива. Ею провозглашается идея о том, что наибольшей эффективности можно добиться, лишь соединяя воедино энергию молодости и приверженность новым технологиям с мудростью старшего поколения.
В связи с этим наработанный бесценный педагогический опыт сотрудники кафедры стали перекладывать на новую технологическую платформу. За короткое время были обновлены методические материалы, внедрены новаторские идеи, созданы новые образовательные программы.
За эти годы преподавателями кафедры создано значительное количество методических разработок совместно с кафедрами микробиологии, гистологии, физики, фармакологии, оперативной хирургии, нормальной физиологии, как для подготовительного отделения, так и для основных курсов.
На базе кафедры было открыто подготовительное отделение для иностранных граждан – это первый этап обучения, основой которого является изучение русского языка. Данный период обучения для будущих специалистов – первый шаг как в плане адаптации к новой языковой среде, так и в плане подготовки к изучению базовых предметов вуза.
Огромное внимание уделяется совершенствованию педагогического процесса. Регулярно перерабатываются лекции и практические занятия, создаются новые методические разработки для преподавателей и студентов.
Совершенно новым направлением образовательной деятельности кафедры явилось преподавание русского языка иностранным студентам, обучающимся на языках-посредниках (английском, французском), т.к. это потребовало изменения методики проведения занятий с целью интенсивного обучения русскому языку за короткий период.
Работа кафедры русского языка не ограничивается только учебным процессом. Основные коммуникативные и воспитательные цели и задачи преподавания русского языка как иностранного достигаются и выполняются, если аудиторные формы преподавания сочетаются с планомерной целенаправленной самостоятельной внеаудиторной работой под непосредственным контролем преподавателя. Работа, проводимая как во время занятий, так и вне их способствует выявлению индивидуальных особенностей иностранных студентов, раскрытию их личностных качеств, что позволяет своевременно откорректировать схему дальнейшего их обучения. Преподаватели кафедры проводят кураторскую работу в учебных группах, помогают студентам освоиться в русской учебно-научной среде. Традиционными стали учебно-познавательные экскурсии по историческим местам Астрахани, в музеи и театры города. Также в традициях кафедры – знакомство с культурой иностранных студентов, обучающихся в вузе.
Кафедра выступает организатором проведения различных мероприятий: вечеров поэзии, конкурсов чтецов, праздников славянской культуры и письменности, фестивалей иностранных студентов. Проводимые в течение года мероприятия способствуют не только развитию у студентов речевых навыков, но и снимают языковой и психологический барьер в общении, а русистам дают огромный материал для совершенствования методики преподавания русского языка.
Альфия Хамитовна продолжила дальнейшее развитие кафедры, укрепила материально-техническую базу и кадровый состав, способствовала повышению профессионального уровня преподавателей, организовала НИР кафедры, создала традиции в учебно-воспитательной работе, которой на кафедре уделяется много времени. Большой опыт преподавательской работы помогает ей сохранить то лучшее, что создано на кафедре в предшествующие годы, создавать и поддерживать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания, творчества, поиска новых методов работы, уважения к сотрудникам и студентам.
Преподаватели кафедры принимают участие в работе вузовской предметной экзаменационной и апелляционной комиссий, экспертной комиссии по проверке ЕГЭ. На кафедре подготовлено два лекционных блока по темам: «Модель качеств современного преподавателя» и «Культура речи педагога» для чтения слушателям, обучающимся по новой программе «Преподаватель высшей школы».
В настоящее время кафедра русского языка Астраханского ГМУ осуществляет многоцелевую языковую подготовку российских и зарубежных специалистов по двум основным направлениям: «Русский язык как иностранный» (РКИ) (обучение русскому языку зарубежных граждан с учетом их профессиональной ориентации) и «Русский язык и культура речи» (работа по совершенствованию речевой культуры студентов-медиков). Курс «Русский язык и культура речи» с 2011 года включен в цикл дисциплин вариативного компонента для специальностей «Лечебное дело», «Педиатрия» «Клиническая психология», «Стоматология», «Медико-профилактическое дело». Содержание подготовки специалистов по русскому языку и культуре речи соответствует требованиям нового федерального образовательного стандарта.
В Астраханском ГМУ русский язык изучают иностранные слушатели подготовительного отделения, студенты из стран ближнего и дальнего зарубежья, иностранные ординаторы. Кроме того, на кафедре проходят обучение культуре речи студенты 1 курса всех факультетов, психолингвистике – студенты факультета клинической психологии, русскому языку и литературе – студенты факультета среднего медицинского образования.
Особое внимание в работе кафедры уделяется речевой культуре студентов, деловому общению, умению вести конструктивный диалог, основам полемического мастерства, различным видам публичных выступлений, выполнению различных по жанру письменных работ, в том числе конспектов, курсовых и дипломных работ.
Кафедра укомплектована опытными, высококвалифицированными специалистами-филологами. Преподаватели постоянно совершенствуют свое педагогическое мастерство, проходят стажировку в области методики преподавания русского языка как иностранного на базе Российского университета дружбы народов (г. Москва).
В последние годы состав кафедры расширился за счет молодых преподавателей, активно включившихся в научно-исследовательскую и учебно-методическую работу, перенимая богатый опыт преподавателей старшего поколения. Это Юсупалиева Л.Н., Матюшкова Т.А., Болтнева В.О., Пикалова А.Н., Макарова О.В., Синицина А.О., Мамбетова А.А., Бердиева Н.Н. Изменился коллектив, но неизменными остались традиции, которые продолжают преподаватели, работающие на кафедре сегодня. Кафедра укомплектована опытными, высококвалифицированными специалистами-филологами. Преподаватели постоянно совершенствуют свое педагогическое мастерство, проходят стажировку в области методики преподавания русского языка как иностранного на базе Российского университета дружбы народов (г. Москва).