Экзаменационные вопросы факультета СПО 3 курс

График консультаций к экзамену

Экзаменационные вопросы 2020

Экзаменационные вопросы по практическим навыкам для студентов 4 курса стоматологического факультета по дисциплине «Общая хирургия

Клинические базы:

ГБУЗ АО Александро-Мариинская областная клиническая больница (ул. Тататищева 2), ГБУЗ АО Городская клиническая больница № 3 им. С.М. Кирова (ул. Хибинская, 2) .

Учебными базами кафедры являются: хирургическое отделение ГБУЗ АО Александро-Мариинская областная клиническая больница и хирургические отделения ГБУЗ АО Городская клиническая больница № 3 им. С.М. Кирова.

Базы кафедры оснащены современным отечественным и зарубежным оборудованием и аппаратурой, учебными классами.
Учебные занятия проводятся по программам «общей», «факультетской» и «госпитальной хирургии» студентам 3, 4 курсов стоматологического факультета, а так же со студентами факультета СПО 2 и 3-го курсов по программе «Сестринская помощь хирургическим больным».

Основными клиническими и научными направлениями кафедры являются: хирургическая гастроэнтерология; сосудистая хирургия; пластическая и восстановительная хирургия; хирургическая эндокринология; хирургическая инфекция.
С момента организации кафедры плодотворно функционирует студенческий научный кружок. За последние годы на итоговых студенческих научных конференциях студенты-кружковцы кафедры хирургических болезней стоматологического факультета занимают призовые места.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ И ХИРУРГИЧЕСКИХ

БОЛЕЗНЕЙ НА III-IV КУРСАХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Знание канонов общей хирургии и основных хирургических болезней имеет первостепенное

значение для подготовки врачей всех специальностей. Дисциплина «Общая хирургия и хирургические болезни» согласно Государственному общеобразовательному стандарту высшего

профессионального образования от 2010 года для специальности – 31.05.01 «Стоматология» от-

носится к циклу профессиональных дисциплин, его базовой части.

Программа дисциплины преследует цель изучения канонов хирургии, законов асептики и антисептики, алгоритма обследования больных хирургического профиля, включая пациентов с

жизне угрожающей патологией, способов и методов, направленных на оказание медицинской по-

мощи, как на догоспитальном этапе, так и при нахождении больных в стационарах многопро-

фильной больницы, основ клинического мышления, медицинской деонтологии и овладения на-

выками обследования, лечения и ухода за больными с различной хирургической патологией,

работы с медицинской документацией.

Задачи дисциплины (знать, уметь, владеть):

Студент должен знать:

  1. Общие принципы клинического обследования хирургического больного
  2. Клинические проявления основных хирургических синдромов.
  3. Диагностические возможности лабораторных и инструментальных методов обследования

хирургических больных.

  1. Основные этапы лечения больных с наиболее распространенными видами хирургических

заболеваний.

  1. Основы деятельности медперсонала на всех этапах лечения хирургических больных.
  2. Принципы и методы оказания первой медицинской доврачебной помощи при неотложной

патологии.

Студент должен уметь и владеть:

  1. Заполнять:

– историю болезни стационарного больного,

– операционный журнал,

амбулаторную карту,

– протокол переливания крови.

  1. Обработать:

– руки дезинфицирующим раствором,

– руки перед операцией,

– операционное поле,

– края раны перед перевязкой

  1. Пользоваться:

– хирургической маской.

функциональной кроватью,

– индивидуальным перевязочным пакетом.

  1. Произвести:

санитарную обработку больного при поступлении в стационар,

дезинфекцию медицинского инструментария и средств ухода за больными,

обработку и дезинфекцию подкладных суден, мочеприемников,

гигиеническую обработку тела оперированного больного,

смену нательного и постельного белья больного,

гигиеническое подмывание больных,

газоотведение из толстой кишки,

– катетеризация мочевого пузыря,

– предоперационную подготовку операционного поля,

– дезинфекцию воздуха источником ультрафиолетового излучения,

пробу на индивидуальную совместимость крови донора и реципиента,

катетеризацию периферической вены,

пункцию поверхностно расположенных гематом и абсцессов мягких тканей,

– пункцию плевральной и брюшной полости,

– диализ раны через проточно-промывную систему,

активно-пассивную профилактику столбняка,

  1. Одеть: – и сменить перчатки,

– стерильный халат самостоятельно и с помощью операционной сестры,

  1. Подготовить:

больного к проведению инструментальных методов обследования,

– и заполнить инфузионную систему,

  1. Перемещать больного:

– с кровати на каталку и обратно,

с каталки на операционный стол и обратно,

с системой внутривенной инфузии и дренажами.

  1. Выполнить:

очистительные, сифонные, послабляющие и лекарственные клизмы,

предстерилизационную подготовку медицинского и хирургического инструментария,

физикальное обследование хирургического больного,

– пальцевое обследование прямой кишки,

временную остановку кровотечения,

– переднюю тампонаду носа при носовом кровотечении,

– местную холодовую анестезию кожи хлорэтилом,

– местную инфильтрационную анестезию поверхностных мягких тканей,

– удаление дренажей и тампонов,

проводниковую анестезию по Лукашевичу-Оберсту,

эластическую компрессию нижних конечностей,

– зондирование и промывание желудка,

– подкожные и внутримышечные инъекции,

– венепункцию, взятие проб крови из вены и внутривенные инъекции,

снятие швов с раны,

– инструментальную перевязку ран,

вентиляцию аппаратом маска-мешок,

непрямой массаж сердца,

искусственное дыхание.

  1. Уложить в биксы перевязочный материал. Операционную одежду, маски. Перчатки.
  2. Оценить:

стерильность материала в биксе,

тяжесть состояния больного,

– и описать местный патологический статус (Status locales),

– данные лабораторных исследований при хирургических заболеваниях,

пригодность крови, ее компонентов и препаратов крови к трансфузии,

тяжесть кровопотери,

– состояние раны и выбрать метод лечения раны.

  1. Оказать:

– первую медицинскую помощь при отравлениях средствами дезинфекции,

помощь больному при рвоте.

  1. Кормить больных:

– в кровати,

– через зонд,

– через гастрастому.

  1. Измерить артериальное и центральное венозное давление.
  2. Выявить терминальное состояние, требующего проведения базовой сердечно-легочной

реанимации.

  1. Составить план обследования больных:

при травматических повреждениях груди и живота,

– различных видах переломов,

с острыми заболеваниями органов брюшной полости,

с гнойно-септическими заболеваниями,

– при кровотечениях.

  1. Определить:

– наличие перелома, вывиха на рентгенограмме,

– наличие на рентгенограмме свободного газа в брюшной полости,

– группу крови по системе АВО,

– резус-принадлежность экспресс-методом,

вид кровотечения.

  1. Накладывать и снимать:

калоприемник,

– транспортные шины,

бинтование и косыночные повязки.

  1. Вводить:

– воздуховод,

– медикаменты через дренажи и микроирригаторы.

  1. Собрать анамнез убольных хирургического профиля.
  2. Контролировать состояние больных во время переливания крови.
  3. Подобрать инструменты для первичной хирургической обработки раны.
  4. Собрать систему для внутривенных инфузий.
  5. Подобрать инструменты для венесекции и венепункции.
  6. Собрать набор для трахеотомии и трахеостомии
  7. Показать инструментарий и металлоконструкции:

– для внеочагового компрессионно-дистракционного метода лечения переломов,

для скелетного вытяжения, интрамедуллярного и экстрамедуллярного остеосинтеза.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела

Введение. История хирургии и организацияхирургической помощи. Вопросы этики и де-

онтологии. Асептика и антисептика

Задачи хирургической клиники. История хирургии. Развитиехирургии в России. Понятие о медицинской этике и деонтологии. Источники и пути распространения инфекции в хирургии. Асептика. Стерилизация инструментов. Бак. контроль. Проблемы ВИЧ- инфицирования в хирургии. Антисептика. Виды ее. Способы применения химических антисептиков. Антибиотики. Протеазы. Бактериофаги. Иммунные и иммуностимулирующие препараты. Предупреждение

эндогенного инфицирования ран

Обезболивание История анестезиологии. Местная анестезия, виды ее. Местная анестезия по Вишневскому. Региональная, проводниковая, внутривенная, внутри-костная анестезия. Прокаиновые блокады. Спинномозговая и эпидуральная анестезия. Наркоз. Теории наркоза. Стадии наркоза. Медикаментозные средства, используемые при наркозе. Аппараты для наркоза. Ингаляционный, масочный и эндотрахеальный наркоз. Мониторинг при проведении наркоза. Осложнения наркоза, профилактика.
Кровотечение. Переливание крови. Кровезамещающие жидкости.

Классификация кровотечений. Факторы, определяющие объемкровопотери и исход. Острая кровопотеря. Наружные и внутренние кровотечения. Остановка кровотечений. Временная и окончательная остановка кровотечений. Вторичные кровотечения. Остановка вторичного

кровотечения. История переливания крови. Антигенные системы крови. Определение группы крови и резус-фактора. Методы и основные способы переливания крови. Основные действия врача и последовательность их выполнения при переливании крови. Показания и противопоказания к переливанию крови. Пробы на совместимость при переливании крови. Наблюдение за переливанием крови. Регистрация переливания крови. Осложнения при переливании крови и их профилактика. Источники крови. Механизм действия перелитой крови. Основные гемотрансфузионные среды. Компоненты крови. Препараты крови. Классификация кровезаменителей. Препараты для парентерального питания. Основные этапы и последовательность врача при трансфузиологии кровозамещающих жидкостей. Мониторинг за больным при переливании кровозамещающих жидкостей. Регистрация переливании.

Побочные реакции и их профилактика.

Неотложная помощь при критических состояниях организма. Общие вопросы травматологии. Закрытые повреждения головы, груди, живота. Термические поражения.

Терминальные состояния. Этапы сердечно-легочной реанимации. Шок, виды шока. Клиника шока. Острая сосудистая недостаточность. Обморок,коллапс, кома. Утопление. Электротравма, тепловой и солнечный удар. Особенности обследования травматологических больных и больных при

тяжелой травме. Оценка витальных функций жизненноважных органов и систем. Переломы костей, вывихи. Классификация. Клиника, диагностика. Первая помощь. Основные принципы лечения переломов и вывихов. Закрытые повреждения мягких тканей: ушиб, растяжение и разрыв, лечение. Ожоги. Классификация ожогов. Клиника. Ожоговая

болезнь. Первая помощь при ожогах. Местное и хирургическое лечение ожогов. Химические ожоги. Электроожоги. Лучевые ожоги. Первая помощь и основные принципы лечения. Отморожения. Классификация отморожений. Патогенез и клиника при отморожениях. Первая помощь. Принципы лечения. Общее охлаждение, замерзание, первая помощь. Особенности обследования больных с травматическими повреждениями головы. Закрытые повреждения мягких тканей головы. Переломы черепа. Сотрясение головного мозга. Ушиб мозга. Клиника. Диагностика. Общие принципы лечения. Закрытые повреждения грудной клетки и её органов. Синдром травматической асфиксии. Виды пневмоторакса, гемоторакса.

Диагностика. Лечение. Шоковое легкое, влажное легкое. Диагностика. Диагностика. Лечение. Закрытая травма живота. Внутрибрюшное кровотечение. Клиника. Диагностика. Лечение. Разрыв полых органов. Неинвазивные и инвазивные методы диагностики повреждения органов брюшной полости. Лечение.

Раны. Хирургические операции

Классификация ран. Раневой процесс. Фазы раневого процесса. Обследование раненого. Клиническая картина ран. Первая помощь и лечение при свежих ранах. ПХО ран. Инфекционные осложненияран. Неспецифическая раневая инфекция. Нагноение ран. Лечение ран. Специфическая раневая инфекция: газовая гангрена, столбняк. Профилактика. Лечение. Основные виды хирургических операций. Классификация хирургических операций. Этапы хирургической операции. Предоперационный период. Определение срочности операции. Оценка операционно- анестезиологического риска. Подготовка к операции. После-

операционный период. Стадии течения послеоперационного периода. Мониторинг за оперированными больными. Осложнения, их профилактика и лечение.

Обследование хирургического больного Общеклинические методы обследования. Опрос, осмотр. Специальные методы обследования хирургических больных. Диагностический алгоритм и оценка тяжести состояния больного. История болезни.
Хирургическая инфекция (гнойновоспалительные заболевания). Воспалительные заболевания лимфатических узлов, лимфатических и кровеносных сосудов. Воспалительные заболевания кожи и подкожной клетчатки. Воспалительные заболевания клетчатых пространствСепсис.

Классификация хирургической инфекции. Этиология. Патогенез и реакции организма на воспаление. Клинические проявления и особенности обследования больных. Местные и общие проявления гнойной хи-рургической инфекции. Фолликулит. Фурункул. Карбункул. Гидраденит. Абсцесс. Флегмона. Рожа. Эризипелоид. Этиопатогенез. Клиника. Диагностика. Лечение. Рожа. Патогенез. Классификация. Эризипелоид. Дифф. диагностика. Клиника. Лечение. Глубокая флегмона шеи. Гнойный медиастинит. Глубокие флегмоны конечностей. Флегмона забрюшинного пространства, парапроктит. Этиопатогенез. Особенности обследования и диагностики. Клиника. Лечение. Общие принципы местного и общего лечения. Синдром эндогенной интоксикации. Особенности обследования септических больных. Классификация сепсиса. Этиология. Теории

сепсиса. Патогенез. Клиническое проявление и диагностика сепсиса. Синдром системного воспалительного ответа (SIRS). Лечение сепсиса. Специфические виды сепсиса. Эфферентная терапия. Методы эффрентной терапии. Иммунотерапия и иммунокоррекция. Лимфангиит. Лимфаденит. Воспаление вен: флебит, тромбофлебит. Этиопатогенез. Особенности обследования. Клиника. Лечение.

Гнойные заболевания костей, суставов и слизистых сумок. Гнойные заболевания пальцев и кисти.

Остеомиелит. Классификация. Острый гематогенный остеомиелит. Теории остеомиелита. Классификация. Клиника. Особенности диагностики острого гематогенного остеомиелита. Лечение. Хронический гематогенный остеомиелит. Лечение. Первично-хронический остеомиелит:абсцесс Броди, Олье, склерозирующий остеомиелит Гарре. Посттравматический, огнестрельный, контактный остеомиелит. Лечение. Гнойный артрит. Этиология и патогенез. Клиника, диагностика, лечение.

Бурсит. Этиопатогенез. Клиника, диагностика, лечение. Анатомическое строение Кисти. Классификация панарициев, флегмон кисти. Диагностика.

Лечение.

Недостаточность крово- и лимфообращения

Острая и хроническая артериальная непроходимость. Особенности обследования больных с патологией артерий. Недостаточность венозного кровообращения. Особенности обследования. Синдром остройвенозной недостаточности. Синдром хронической венозной

недостаточности. Диагностика, принципы лечения. Недостаточность лимфообращения. Патогенез. Клиника. Лечение. Некрозы, гангрены,

трофические язвы. Свищи. Пролежни.

Опухоли. Пороки развития. Пластическая хирургия. Доброкачественные

Доброкачественные и злокачественные опухоли. Предраковые заболевания. Особенности обследования онкологических больных: анамнез, дополнительные исследования. Общие принципы лечения опухолей. Организация онкологической помощи. Классификация врожденных пороков. Пороки развития черепа, головного мозга, позвоночника и спинного мозга, лица, шеи, грудной клетки иорганов грудной полости. Пороки развития сердца. Пороки развития живота и органов пищеварения. Пороки развития мочеполовой системы. Пороки развития опорно-двигательного аппарата. Врожденный вывих

бедра. Диагностика. Виды пластических операций.

Острый аппендицит, осложнения. Этиология, патогенез, классификация, клиника и дифференциальная диагностика острого аппендицита. Лечение. Осложнения острого аппендицита, причины возникновения и профилактика.

Гнойные заболевания легких. Острый абсцесслегкого, абсцедирующая пневмония, гангрена

легкого.

Этиология, патогенез, классификация, клиника и дифференциальная диагностика гнойных заболеваний легких. Особенности консервативного и оперативного лечения гнойных заболеваний легких.
Рак желудка Этиология, патогенез, классификация, клиника и дифференциальная диагностика рака желудка. Предраковые заболевания, профилактика. Комплексное и комбинированное лечение рака желудка
Желчекаменная болезнь. Осложнения желчекаменной болезни. Этиология, патогенез, классификация, клиника и дифференциальная диагностика желчекаменной болезни. Острый и хронический холецистит, холедохолитиаз. Осложнения ЖКБ. Принципы лечения.
Гнойный перитонит Этиология, патогенез, классификация, клиника и дифференциальная диагностика гнойного перитонита. Мангеймский индекс перитонита. Современные методы лечения перитонита.
Рак ободочной и прямой кишки Предраковые заболевания, факторы риска возникновения колоректального рака. Этиология, патогенез, классификация, клиника и методы диагностики. Лечение и профилактика колоректального рака.
Заболевания щитовидной железы. Зоб (диффузный токсический, узловой нетоксический). Этиология, патогенез, классификация, клиника и дифференциальная диагностика заболеваний щитовидной железы. Диффузный, узловой, токсический и нетоксический зоб. Лабораторная и инструментальнаядиагностика. Особенности лечения и профилактики.
Грыжи. Осложнения грыж. Причины возникновения, классификация грыж различной локализации. Грыжи белой линии, пупочные, паховые бедренные грыжи. Грыжи пищеводного отверстия диафрагмы. Клиника. Особенности оперативного лечения. Осложнения грыженосительства.
Острый панкреатит Этиология, патогенез, классификация, клиника и дифференциальная диагностика острого панкреатита. Панкреонекроз. Современные методы консервативного и оперативного лечения.
Гастродуоденальные кровотечения Этиология, патогенез, классификация, клиника и дифференциальная диагностика желудочно-кишечных кровотечений.Современные методы гемостаза при гастродуоденальных кровотечениях. Показания и методыоперативного лечения при ЖКК.

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

№ п/п № семестра Наименование раздела дисциплины
1 5 Введение. История хирургии и организация хирургической помощи. Вопросы этики и деонтологии. Асептика иантисептика
2 5 Обезболивание
3 5 Кровотечение. Переливание крови. Кровезамещающие жидкости.
4 5

Неотложная помощь при критическихсостояниях организма. Общие вопросы травматологии. Закрытые повреждения головы,

груди, живота. Термические поражения.

5 5 Раны. Хирургические операции
6 6 Обследование хирургического больного
7 6

Хирургическая инфекция (гнойновоспалительные заболевания). Воспалительные заболевания лимфатических узлов, лимфатических и кровеносных сосудов.Воспалительные заболевания кожи и

подкожной клетчатки. Воспалительные

заболевания клетчатых пространств

Сепсис.

8 6 Гнойные заболевания костей, суставови слизистых сумок. Гнойные заболевания пальцев и кисти.
9 6 Недостаточность крово- и лимфообращения
10 6 Опухоли. Пороки развития. Пластическая хирургия
11 7 Острый аппендицит,осложнения.
12 7 Гнойные заболевания легких. Острый абсцесс легкого, абсцедирующая пневмония, гангреналегкого.
13 7 Рак желудка
14 7 Желчекаменная болезнь. Осложненияжелчекаменной болезни.
15 7 Гнойный перитонит
16 7 Рак ободочной и прямой кишки
17 7

Заболевания щитовидной железы. Зоб(диффузный токсический, узловой

нетоксический).

18 7 Грыжи. Осложнения грыж.
19 7 Острый панкреатит
20 7 Гастродуоденальныекровотечения

 

НАИМЕНОВАНИЕ ЛЕКЦИЙ

№ п/п Наименование тем лекций Распределение лекций по семестрам:
V VI VII
1 Введение. История хирургии и организация хирургической помощи. Вопросы этики и деонтологии. 1
2 Асептика и антисептика 1
3 Обезболивание 1
4 Неотложная помощь при критических состоянияхорганизма. 1
5 Кровотечение 1
6 Переливание крови. Кровезамещающие жидкости. 1
7 Общие вопросы травматологии. 1
8 Термические поражения. 1
9 Закрытые повреждения головы, груди, живота 1
10 Раны 1
11 Обследование хирургического больного 1
12 Хирургические операции 1
13 Хирургическая инфекция (гнойно-воспалительныезаболевания). Воспалительные заболевания лимфатических узлов, лимфатических и кровеносных сосудов. Сепсис. 1
14 Воспалительные заболевания кожи и подкожнойклетчатки. 1
15 Воспалительные заболевания клетчатых пространств 1
16 Гнойные заболевания костей, суставов и слизистыхсумок. Гнойные заболевания пальцев и кисти. 1
17 Недостаточность крово- и лимфообращения 1
18 Опухоли. 1
19 Паразитарные хирургические заболевания. 1
20 Пороки развития. Пластическая хирургия 1
21 Острый живот. 1
22 Острый аппендицит, осложнения. 1
23 Острая кишечная непроходимость 1
24 Гнойные заболевания легких. Острый абсцесс легкого. абсцедирующая пневмония, гангрена легкого 1
25 Хирургические заболевания пищевода. 1
26 Рак желудка 1
27 Желчекаменная болезнь. Осложнения желчекаменной болезни. 1
28 Гнойный перитонит 1
29 Рак ободочной и прямой кишки 1
30 Заболевания щитовидной железы. Зоб (диффузныйтоксический, узловой нетоксический). 1
31 Грыжи. Осложнения грыж. 1
32 Острый панкреатит 1
33 Гастродуоденальные кровотечения 1
34 Перфоративная язва желудка 1
35 Хирургические вопросы заболеваний центральной и периферической нервной системы 1
36 Хирургические заболевания артерий и вен 1

ПРИМЕРЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

А. Тестовый контроль:

  1. К Рихтеровскому ущемлению относится:

А) Ущемление кишки в области дуоденоеюнального

перехода;

Б) Ущемление перекрученной сигмовидной кишки;

В) Ущемление желудка в

диафрагмальной грыже;

Г) Пристеночное ущемление кишки;

Д) Ущемление Меккелева дивертикула.

  1. Больному с грыжей белой линии живота производят рентгеноскопию желудка или гастроскопию с целью:
  2. Определения характера органа в грыжевом мешке.
  3. Выявления размеров грыжевых ворот.
  4. Выявления предбрюшинной липомы.
  5. Выявления сопутствующей патологии желудка.

Правильным

будет: А) 1,2; Б) Только 4; В) Только 3; Г) Только 1; Д) Это исследование излишне.

  1. Грыжевым мешком врожденной паховой грыжи является:

А) Париетальная брюшина;

Б) Брыжейка кишки;

В) Влагалищный отросток брюшины;

Г) Висцеральная брюшина;

Д) Поперечная фасция и предбрюшинная жировая клетчатка.

  1. Характерными признаками косой паховой грыжи являются:
  2. Грыжевой мешок находится в толще семенного канатика.
  3. Грыжевой мешок расположен кнутри от семенного канатика.
  4. Грыжа часто бывает двухсторонней.
  5. Грыжа может спускаться в мошонку.
  6. Грыжа может быть врожденной.

Выберите правильную комбинацию ответов: А) 1,3; Б) 2,4; В) 2,3; Г) 1,4,5; Д) 2,3,5.

Б. Ситуационные задачи:

  1. У 70-летней больной, страдающей варикозным расширением подкожных вен обеих нижних конечностей, внезапно открылось кровотечение из разорвавшегося узла по внутренней поверхности нижней трети правой голени. Из раны довольно интенсивно вялой струей изливается темная кровь. Какой объем первой помощи должен быть оказан больной?
  2. Юноша, 17 лет, во время поездки в автобусе, протянул в окно правую руку. Навстречу шла грузовая машина, бортом которой была задета высунутая рука. Произошла травматическая ампутация правой верхней конечности на уровне средней трети плеча (конечность висит на лоскуте кожи). Из поврежденных артерий фонтанирует алая кровь. Как остановить кровотечение?
  1. В хирургическое отделение доставлен больной с колото-резаной раной в подколенной ямке. При ревизии раны установлено повреждение подколенной артерии, но Вы не владеете техникой сосудистого шва.Какие действия Вы предпримете?
  1. В приемный покой доставлен мужчина 48 лет с жалобами на слабость, головокружение, умеренные боли в левом подреберье. Из анамнеза известно, что 12 ч назад он упал с лестницы и, ударился левой реберной дугой. Накануне поступления был обморок. Больной лежит в вынужденном положении. Изменение положения тела усиливает боли в животе. Кожные покровы бледные. Пульс — 120 ударов в минуту. Артериальное давление — 90/50 мм рт. ст. Дыхание поверхностное. Пальпаторно отмечаются умеренное напряжение мышц брюшной стенки, притупление перкуторного звука в левом подреберье и отлогих местах живота. Гемоглобин крови — 98 г/л. Ваш предположительный диагноз и тактика?
  1. Больной, 30 лет, страдающий в течение 7 лет язвенной болезнью желудка, на протяжении истекших суток отмечал нарастающую слабость, головокружение. Сегодня утром, встав с постели, он на несколько секунд потерял сознание. После этого однократно была рвота в виде “кофейной гущи” и “дегтеобразный” стул. Кожные покровы бледные. Живот мягкий, безболезненный. Вы — участковый врач. Какой Ваш предположительный диагноз? Куда и каким способом Вы отправите больного на лечение?
  1. У больного, которому утром была произведена операция по поводу паховой грыжи, к вечеру повязка на ране начала обильно промокать кровью. Применяемые местно в течение часа пузыри со льдом и мешочки с песком эффекта не дали. Какое осложнение в раннем послеоперационном периоде возникло у больного? Ваша дальнейшая тактика?
  1. В хирургическое отделение поступил больной с язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки, осложненной кровотечением. Дефицит ОЦК составляет 35%. В целях восполнения кровопотери показано экстренное переливание крови. Какой необходимый минимум лабораторных исследований (проб) следует произвести, без которых гемотрансфузия не допустима?
  1. Под наблюдением врача в процедурном кабинете две медсестры определяют групповую принадлежность крови четырех больных. Для этого они под соответствующими обозначениями на лакированные белые фаянсовые пластины нанесли стандартные сыворотки двух серий. Исследуемую кровь тщательно перемешали с каплями стандартных сывороток. Пластины покачали, оставили в покое на 1-2 мин и потом снова покачали. Не ранее чем через 3 мин после смешивания капель крови и сыворотки в капли, где наступила агглютинация эритроцитов, внесли по капле изотонического раствора натрия хлорида. Спустя 5 мин от начала исследования врач оценил полученные результаты и зафиксировал их в историях болезней. На что не обратил внимания врач, нарушив тем самым требования “Инструкции по определению групп крови АВО”?
  1. В целях быстрого восполнения кровопотери больному перелито 1000 мл одногруппной резус-совместимой донорской крови, консервированной 6% раствором цитрата натрия. К концу гемотрансфузии у больного появились беспокойство, бледность кожных покровов, тахикардия, судороги мышц. Какое осложнение возникло у больного? В чем заключается его профилактика? Какие необходимы лечебные мероприятия?
  1. Больному перед гемотрансфузией лечащий врач начал проводить биологическую пробу на совместимость. Кровь, взятая из холодильника, в течение 30—40 мин была выдержана при комнатной температуре. По предварительным исследованиям она совместима по АВО-системе и резус-фактору. Внутривенно струйно по 15 мл с интервалом 3 мин введено 45 мл донорской крови. При введении последней порции у больного появились тошнота, озноб, боли в пояснице, за грудиной, головокружение, пульс и дыхание участились, снизилось артериальное давление. Что случилось? Соблюдена ли техника постановки биологической пробы? Ваши действия?
  2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (печатные, электронные издания, интернет и другие сетевые ресурсы).

7.1. Перечень основной литературы:

№ п/п  Наименование согласно библиографическим требованиям         Количество экземпляров

На кафедре     В библиотеке

1          Общая хирургия. Учебник. Под ред. Гостищева В. К., М„ 2002. – 607 с.                       200

2          Общая хирургия. Учебник под ред. С. В. Петрова. Национальная мед. Библиотека, 2005. – 2005                  200

3          Хирургические болезни. Учебник. Под ред. М.И.Кузина. Изд. 2-е – М., 1995.              200

4          Хирургические болезни. Национальное руководство. Учебник в 2-х томах. Под ред. B.C. Савельева, А.И.Кириенко. М„ 2009,- 832               200

7.2. Перечень дополнительной литературы:

№ п/п  Наименование согласно библиографическим требованиям         Количество экземпляров

На кафедре     В библиотеке

1          Кочнев О.С. Экстренная хирургия желудочно-кишечного

тракта. /Казань, 1984            10

2          Мондор Г. Неотложная диагностика. Живот, (в 2-х томах). /

Москва: Медгиз, 1940                       10

3          Скрипниченко Д.Ф. Неотложная хирургия брюшни полости. / Киев, Здоров’я, 1966                10

4          Руководство по неотложной хирургии органов брюшной полости. Под ред. В.С.Савельева. Москва, 2005                10

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

8.1. Перечень помещений* для проведения аудиторных занятий по дисциплине.

1.

*специально оборудованные помещения (аудитории, кабинеты, лаборатории и др.) для проведения лекционных занятий, семинаров, практических и клинико-практических занятий при изучении дисциплин, в том числе:

анатомический зал, анатомический музей, трупохранилище;

аудитории, оборудованные симуляционной техникой;

кабинеты для проведения работы с пациентами, получающими медицинскую помощь.

8.2. Перечень оборудования* для проведения аудиторных занятий по дисциплине.

  1. Ноутбук
  2. Проектор
  3. Видеофильмы

*лабораторное, инструментальное оборудование (указать, какое), мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран), телевизор, видеокамера, слайдоскоп, видеомагнитофон, ПК, видео- и DVD проигрыватели, мониторы, наборы слайдов, таблиц/мультимедийных наглядных материалов по различным разделам дисциплины, видеофильмы, доски и др.

  1. Образовательные технологии в интерактивной форме, используемые в процессе преподавания дисциплины:

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО реализация компетентного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах 15% от объема аудиторной работы.

9.1. Примеры образовательных технологий в интерактивной форме:

  1. Имитационные технологии: ролевые игры, тренинг, разбор конкретных клинических ситуации.

2 Неимитационные технологии: лекция (проблемная, визуализация), дискуссия.

9.2. Электронные образовательные ресурсы, используемые в процессе преподавания дисциплины:

  1. Сайты: MD Consult, Medscape, Medline.
  2. www.fepo.ru