На кафедре обучаются студенты 5-6 курсов педиатрического факультета, в 10 и 11 семестрах, интерны, ординаторы, слушатели последипломного образования.

Важным условием сознательного и прочного приобретения знаний и навыков является обязательная систематическая самостоятельная подготовка студентов к практическим занятиям.  Ежедневно даются конкретные домашние задания, и про­водится  контроль самостоятельной подготовки студентов.   При проведении практи­ческих занятий  от студента требуется максимальная  само­стоятельность в подходах к решению практических вопросов,  умение применять полученные знания в конкретных ситуациях.  Включение в каждое практическое занятие элементов учебно-исследователь­ской работы студентов (УИРС) развивает у студентов творческий подход к изучаемым во­просам, повышает их интерес и активность, способствует более прочному усвоению учебного материала.Работая в инфекционном отделении, студент знакомится с осо­бенностями  работы приемного покоя,  инфекцион­ных отделений,  с правилами госпитализации заразных боль­ных, учится правильному сбору анамнеза и обследованию, изучает принципы лечения и профилактики дет­ских инфекций.

За время работы в клинике каждый студент самостоятельно обследует больных и  ведет историю болезни.

При самостоятельной работе студента у постели больного ассистент следит за правильностью сбора анамнеза, умением по­дойти к больному ребенку, найти с ним контакт, за приемами и точностью объективного обследования. По окончании курации ассистент проводит обход больных, во время которого куратор докладывает все данные о больном, обосновывает диагноз, на­мечает план лечения и обследования. Ассистент только дает направление беседе и при активном участии студентов исправ­ляет допускаемые ошибки. При проведении обхода проверяется степень подготовки студента к занятию, понимание патогенеза и индивидуальных особенностей случая, правильность и глубина клинического обследования больного, фиксируется внимание на основных вопросах запланированной темы, на методах диагно­стики, дифференциальном диагнозе, лечения, профилактики в условиях стационара и  поликлиники. Оценка знаний каждого студента фиксируется ежедневно в электронном дневнике.

По завершению цикла проводится за­ключительное собеседование по пройденным темам с акцентом на особенности обслуживания инфекционных больных в усло­виях поликлиники, обсуждается качество ведения больных и истории болезни, правильность дифференциальной диагностики, подводятся итоги занятий, и дается оценка знаний каждого сту­дента по балльно- рейтинговой системе.

Для подготовки к занятию студент пользуется следующей ли­тературой:

  1. Учайкин В.Ф., Нисевич Н.И., Шамшева О.В. Инфекционные болезни у детей: М., ГЭОТАР-Медиа., 2013г.
  2. Тимченко В.Н. Инфекционные болезни у детей. Учебник для педиатрических факультетов мед. вузов, 2001
  3. Учайкин В.Ф. Руководство по инфекционным болезням у детей.
  4. ГЭОТАР, Мед.- 1998.
  5. Нисевич Н.И., Учайкин В.Ф. Инфекционные болезни у детей. М.,   Медицина,1990
  6. Лекционный материал.
  7. Учебно-методическими пособиями для студентов 5 и 6 курсов педиатрического факультета.

Перечень практических навыков, методик и данных

лабораторного обследования, подлежащих выполнению  на практических занятиях студентами

  1. Подсчет пульса, дыхания и их графическая запись на температурной кривой.
  2. Измерение артериального давления.
  3. Взятие кала для копрологических, бактериологических и вирусологических исследований.
  4. Оценка и регистрация стула.
  5. Взятие материала (из зева, носа, глотки, гортани, глаз, кожи, уретры и др.) для бактериоскопического, бактериологического и вирусологического исследований.
  6. Интерпретация данных лабораторного обследования (анализы крови, мочи, протеинограмма, спинномозговая жидкость, показатели функции печени и др.).
  7. Постановка внутрикожных проб.
  8. Промывание желудка.
  9. Ингаляция.
  10. Организация и проведение дезинфекции.
  11. Выписка рецептов.
  12. Составление направления в больницу.

Изучению подлежат следующие нозологические формы:
примерный тематический план лекций на 10 и 11 семестры

  1. Введение Принципы лечения инфекционных заболеваний у детей
  2. Вакцинопрофилактика инфекционных заболеваний
  3. Грипп и другие респираторные  вирусные  инфекции у детей
  4. Дифтерия
  5. Менингококковая инфекция
  6. Корь, краснуха
  7. Стрептококковая инфекция. Скарлатина
  8. Герпетическая инфекция (ветряная оспа, простой герпес, инфекционный мононуклеоз, ЦМВ- инфекция)
  9. Коклюш
  10. Иерсинеозы
  11. Гепатит А, Е
  12. Гепатиты В, D, С
  13. Хронические гепатиты у детей
  14. ОКИ бактериальной этиологии
  15. ОКИ вирусной этиологии
  16. Брюшной тиф
  17. ВИЧ-инфекция
  18. Энтеровирусные инфекции. Полиомиелит
  19. Инфекционные заболевания сопровождающиеся лимфоаденопатией
  20. Поражение ЦНС при инфекционных заболеваниях у детей
  21. Оппортунистические инфекции: токсоплазмоз, кандидоз
  22. Природно-очаговые и другие зоонозные инфекции

Тематический план практических занятий в 10 и 11 семестре

  1. Гепатит А, Е
  2. Гепатит В и D
  3. Гепатит С
  4. Хронические вирусные гепатиы у детей
  5. Шигеллезы
  6. Сальмонеллезы
  7. Эшерихиозы
  8. Кишечный иерсиниоз
  9. Ротавирусная инфекция
  10. Брюшной тиф.Паратифы
  11. Ботулизм у детей
  12. Острые респираторные инфекции
  13. Дифференциальная диагностика острых респираторных заболеваний вирусной и бактериальной этиологии
  14. Синдром крупа
  15. Заболевания, вызываемые вирусами семейства герпеса (ЦМВ, простой герпес, ветряная оспа, опоясывающий лишай)
  16. Инфекционный мононуклеоз (инфекционные заболевания, сопровождающиеся лимфоаденопатией: листериоз, туляремия, болезнь кошачьих царапин)
  17. Стрептококковая инфекция. Скарлатина
  18. Менингококковая инфекция. Менингиты и энцефалиты при инфекционных заболеваниях у детей
  19. Инфекционные заболевания, сопровождающиеся экзантемами.
  20. Корь,краснуха
  21. Дифтерия. Инфекционные заболевания, сопровождающиеся ангиной
  22. Паротитная инфекция
  23. Природноочаговые и другие зоонозные инфекции у детей
  24. Гемофильная инфекция
  25. Микоплазменная инфекция
  26. Коклюш.Паракоклюш
  27. Пневмококковая инфекция.
  28. Хламидофилез и хламидиоз
  29. Энтеровирусная инфекция.
  30. Полиомиелит

Дифтерия изучается путем разбора архивных историй бо­лезни.

Заключительное собеседование проводится после каждого цикла занятий – в весеннем семестре только по пройденным темам, в осеннем – по всему учебному материалу курса с оценкой знаний студента по пятибальной системе (экзамен). При оценке знаний студентов учитывается их клиническая подготовка, теоретический уровень, а также посе­щаемость лекций.

Пособия изданные на кафедре:

  1. Шашина А.А., Дифференциальная диагностика заболеваний протекающих с синдромом экзантемы. Учебно-методическое пособие. Астрахань.-1989.-15с. соавторы: Марусева И.А., Ратьева И.А.
  2. Колоколов В. А. Лечение ОКИ энтеросорбентами. Учебно-методическое пособие. Г.Астрахань.- 1997г.-30с.
  3. Харченко Г.А. Фитотерапия инфекционных заболеваний у детей. Астрахань.-1999г.- 90с.
  4. Марусева И.А. Вопросы клиники, диагностики, лечения и профилактики инфекционных болезней у детей. Астрахань.-1999г.- 210с.
  5. Харченко Г.А. Внутриутробные инфекции у детей. Астрахань.-2001г.-185с.
  6. Харченко Г.А. Астраханская риккетсиозная лихорадка у детей. Учебно-методическое пособие.-2002-30с.
  7. Харченко Г.А. Дисбактериоз кишечника у детей. Учебно-методическое пособие. Г. Астрахань.-2002-40с. соавтор В.А. Колоколов.
  8. Харченко Г.А. Дифтерия у детей ( клиника, диагностика, лечение, профилактика) Астрахань.-2003г.-45с. соавт. С.Е. Батаева.
  9. Харченко Г. А. Грипп (клинико-эпидемиологическое исследование), учебно-методическое пособие.  Астрахань-2004, 40с. соавт. В.С. Буркин
  10. Харченко Г.А. Справочник инфекциониста. Москва.- 2004.-351с. Совместное издание с авторским коллективом Московского государственного медико- стоматологического университета.
  11. Харченко Г.А. Тяжелый острый респираторный синдром (атипичная пневмония). Этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение и профилактика. Учебно-методическое пособие, Астрахань – 2005, 46с. соавт. Буркин В С..
  12. Харченко Г.А. Инфекционные заболевания у детей. Протоколы диагностики и лечения. Учебное пособие с грифом УМО г. Ростов на Дону, Феникс 2007 – 325 с, соавт. Оганесян Ю.В., Марусева И.А.
  13. Харченко Г.А.  Кишечные инфекции у детей раннего возраста. г. Ростов на Дону, издательство  Феникс- 2007 –286с, соавт. А.В. Буркин.
  14. Харченко  Г. А. Оральная  регидратационная терапия кишечных инфекций. Учебно-методическое пособие. Астрахань.-2007.-60с. соавт. В.С. Буркин.
  15. Харченко Г.А. Протоколы диагностики и лечения инфекционных заболеваний у детей (в двух книгах). Астрахань.-2007.-480с. соавт. И.А. Марусева.

Кимирилова О.Г. Арбовирусные менингиты у детей/ «ПОЛИСАН». – Санкт-Петербург,- 2009.-19с.

  1. Кимирилова О. Г. Вирусные менингиты у детей. Монография, издательство «LAMBERT» Academic Publishing 2014г – 123с. соавт. Харченко Г.А.
  2. Буркин А.В. Оральная регидратация диарейных заболеваний, включая холеру, у взрослых и детей. Астрахань.-2015.-250с. соавт. Г.А.Харченко, О.Г. Кимирилова.

Наличие 6 детских профильных отделений в больнице и достаточных площадей на кафедре позволяет максимально оптимизировать учебный процесс, и обеспечивает комфортные условия обучения для студентов.

Перечень практических навыков по детским инфекциям
Экзаменационные вопросы по детским инфекциям для студентов 6 курса педиатрического факультета
Методические рекомендации для студентов v-vi курсов педиатрического факультета по детским инфекционным болезням