Главной задачей кафедры общественного здоровья и здравоохранение с курсом ПДО ФГБОУ ВО Астраханского ГМУ Минздрава РФ является подготовка специалистов, обладающих теоретическими знаниями и имеющих практические навыки по основным разделам общественного здоровья и здравоохранения.
Заведующий кафедрой – д.м.н., профессор Сердюков Анатолий Гаврилович, имеет преподавательский стаж 42 года.
Заведующая учебной частью кафедры – к.м.н., доцент Набережная Ж.Б., преподавательский стаж – 27 лет.
Кафедра осуществляет учебный процесс по общественному здоровью и здравоохранению на 3-м и 4-м курсах лечебного, 4-х курсах педиатрического и медико-профилактического факультетов, 3-м курсе стоматологического факультета.
История медицины преподается на 1-х курсах педиатрического и лечебного, медико-профилактического, стоматологического факультетов, фармацевтического (с историей фармации).
Для студентов факультета СПО на кафедре преподаются дисциплины: общественное здоровье и здравоохранение (стоматология профилактическая 2 курс, акушерское дело 3 курс, сестринское дело 3 курс), организационно-аналитическая деятельность (лечебное дело 3 курс).
Кроме того, по основным актуальным медико-социальным проблемам проводятся циклы общего или тематического усовершенствования для организаторов и руководителей здравоохранения – курсантов ФУВ.
Ежегодно производится набор в ординатуру и аспирантуру.
Педагогический коллектив кафедры составляют опытные высококвалифицированные специалисты из которых 57,1% имеют ученые степени.
На основании типовых учебных программ на кафедре составлены рабочий план и рабочие учебные программы, фонды оценочных средств для студентов всех факультетов, обучающихся на кафедре, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Планы и рабочие программы утверждены Советом лечебного факультета Университета.
На кафедре практикуется преподавание дисциплины Общественное здоровье и здравоохранение по факультетскому принципу на трех языках (русский, английский, французский). Общее количество часов по программе лечебного факультета – 144, из них аудиторных – 76 (для самостоятельной работы – 42 часа), педиатрического факультета – 154, из них аудиторных – 78 (для самостоятельной работы – 40 часов), медико-профилактического факультета – 252, из них аудиторных – 152 (для самостоятельной работы – 64 часа), стоматологического факультета – 72, из них аудиторных – 48 (для самостоятельной работы – 24 часа). На кафедре действует балльно-рейтинговая система, утвержденная Ученым советом ВУЗа. Лекции читаются с применением мультимедийных программ. Во время практических занятий со студентами разбираются темы, решаются ситуационные задачи. Контроль знаний проводится с помощью тестовых заданий, решения аналогичных ситуационных задач, собеседования. В конце циклов проводятся рубежные контроли знаний студентов по модулям: «Общественное здоровье», «Организация здравоохранения». Работа со студентами, обучающимися дистанционно, проводится на образовательном портале ВУЗа.
Подобная схема построения учебного процесса позволяет обеспечить эффективное достижение студентами усвоения теоретической базы предмета и выработку необходимых практических навыков.
По итогам двух семестров лечебного, педиатрического, медико-профилактического факультетов проводится промежуточная аттестация – экзамен, одного семестра стоматологического факультета – зачет в виде тестового контроля знаний в отделе контроля качества образования.
Для методического обеспечения учебного процесса по общественному здоровью и здравоохранению профессорско-преподавательским коллективом кафедры разработаны, изданы и используются «Учебные задания для самостоятельной работы» (2014); «Учебное пособие по общественному здоровью и здравоохранению (раздел «Общественное здоровье»)» (2019); «Учебное пособие по общественному здоровью и здравоохранению (раздел «Организация здравоохранения»)» (2021); Учебно-практическое пособие для самостоятельной работы англоязычных студентов ФИС по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение» / The training practical manual for independent work of English-speaking students of the Faculty of Foreign Students on subject «Public health and health protection» (2018); Учебно-практическое пособие для самостоятельной работы франкоязычных студентов ФИС по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение» / Le manuel pratique pour le travail indé-pendant des étudiants francophones de la faculté des étudiants étrangers «La santé publique et la protection de la santé» (2018); Тестовые задания по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение» (часть 1) для студентов ФИС, обучающихся по программе «English Medium» / Tests on subject «Public health and health protection» (part 1) for students of Faculty of the Foreign Students according to the program «English Medium» (2016); Тестовые задания по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение» (часть 1) для студентов факультета иностранных студентов, обучающихся на французском языке / Les testes selon la matière «La santé publique et la protection de la santé» (la partie 1) pour les étudi-ants de la faculté des étudiants étrangers en français (2016); Тестовые задания по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение» (часть 2) для студентов факультета иностранных студентов, обучающихся по программе «English Medium» / Tests on subject «Public health and health protection» (part 2) for students of Faculty of the Foreign Students according to the program «English Medium» (2021); Тестовые задания по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение» (часть 2) для студентов факультета иностранных студентов, обучающихся на французском языке / Les testes selon la matière «La santé publique et la protection de la santé» (la partie 2) pour les étudiants de la faculté des étudiants étrangers en français (2021).
Общее количество часов по программе СПО лечебное дело составляет 101, из них аудиторных – 74 (для самостоятельной работы – 27 часов), акушерское дело –48, из них аудиторных – 36 (для самостоятельной работы – 12 часов), сестринское дело – 50, из них аудиторных – 32 (для самостоятельной работы – 18 часов), стоматология профилактическая – 48, из них аудиторных – 32 (для самостоятельной работы – 16 часов).
Преподавание курса истории медицины преследует цель изучения истории, закономерностей развития медицины и медицинской деятельности всего общества на протяжении всей истории человечества, тесной связи с культурой. Задачами данного курса является показать общие закономерности всемирно-исторического развития, становления врачевания с древнейших времен до современности; раскрыть достижения выдающихся цивилизаций; ознакомить студентов с жизнью выдающихся ученых, врачей и обучить студентов объективно анализировать их работы и все достижения в медицине, расширяя культурный кругозор обучающихся; воспитывать в студентах высокие моральные качества, любовь к профессии, чувство милосердия и гуманизма.
При этом, студенты получают знания основных этапов становления и развития врачевания, медицины в различных странах мира с древнейших времен до нашего времени; получают представление об отличительных чертах медицины, врачевания на различных этапах развития общества с элементами культуры в данный период; изучают вклад выдающихся ученых, врачей в развитие медицины.
Студенты получают навыки анализировать исторический материал, раскрывающий этапы развития медицины и её связи с развитием общества и культуры на данном этапе; грамотно вести научную дискуссию и применять свои знания в практической деятельности.
Общее количество часов по программе лечебного, педиатрического, медико-профилактического и фармацевтического факультетов – 108, из них аудиторных – 72 (для самостоятельной работы – 36 часов). Общее количество часов по программе стоматологического факультета – 72, из них аудиторных – 48 (для самостоятельной работы – 24 часа).
При изучении курса истории медицины, помимо текущего контроля знаний, каждый студент готовит реферат о деятельности выдающегося деятеля медицины конкретного исторического периода.
Изучение истории медицины заканчивается сдачей итогового семестрового зачета в виде тестовых заданий в отделе контроля качества образования.
Для методического обеспечения преподавания курса истории медицины разработаны, изданы и используются в учебном процессе «Тестовые задания по истории медицины» (2018).
В рамках научно-исследовательской работы (НИР), студенты изучают специальную литературу, участвуют в студенческих научных конференциях и заседаниях студенческого научного кружка.
В научном студенческом кружке студенты, под руководством сотрудников кафедры, выполняют научно-аналитические исследования. На итоговую студенческую научную конференцию путем конкурсного отбора отбираются лучшие доклады. По итогам конференции лучшие студенческие работы награждаются почетными дипломами I, II и III степени.
На методических заседаниях кафедры систематически заслушиваются вопросы преподавания учебных дисциплин с обсуждением разделов рабочих программ и планов занятий, учебно-методических вопросов, анализ оценки итогов экзаменов, аттестации клинических ординаторов, результатов взаимопосещений лекций и практических занятий.
На кафедре оформлены учебно-наглядные стенды-планшеты, отражающие основные направления развития здравоохранения, состояния здоровья населения, медицинского страхования, истории медицины.