80% студентов хотели бы стать участниками проектов по развитию страны
В преддверии Дня студента президентская платформа «Россия – страна возможностей» опросила две тысячи студентов российских вузов. В ходе опроса респонденты оценили учебный процесс, рассказали о зарплатных ожиданиях, о заинтересованности волонтерской деятельностью и о том, что хотели бы помогать развивать страну и свой регион.
Сразу после окончания вуза большинство выпускников планируют устраиваться на работу по найму или продолжать работу (54%). Еще треть планируют продолжать получать образование. Об открытии своего дела (бизнеса) говорят 14% выпускников. Еще 13% планируют уйти во фриланс. 4% сказали, что хотят сделать перерыв, то есть не учиться и не работать.
«40% выпускников российских вузов отмечают, что во время обучения в университете им не хватило стажировок у потенциальных работодателей, еще 37% указывают на недостаток практических навыков в выбранной профессии. Мы уже не первый раз слышим подобные заявления от студентов – об этом же говорили и выпускники 2021-2022 годов. Причем выпускники магистратуры чаще отмечают пробелы в карьерном развитии, чем выпускники бакалавриата: стажировок у работодателей не хватило 43% бакалавров и 48% магистров, а на недостаток кадровых мероприятий указывают 19% бакалавров и 37% магистров. Бакалавры, в свою очередь, чаще отмечают дефицит знаний в области изучения иностранного языка и в области ИТ-технологий», – рассказал первый заместитель генерального директора президентской платформы «Россия – страна возможностей» Алексей Агафонов.
36% студентов после выпуска рассчитывают на зарплату 25-55 тысяч рублей, еще 29% рассчитывают получать от 56 до 85 тысяч рублей. 12% студентов ожидают зарплату в размере 100 тысяч и выше.
Почти половина студентов (48%) чувствуют уверенность в будущем, 40% чувствуют себя неуверенно, остальные 12% затруднились ответить на данный вопрос. Причем юноши чаще выражают уверенность, когда думают о своем будущем – об этом говорят 59% юношей, среди девушек таких 43%. 80% студентов считают, что благополучие человека зависит в большей степени от его собственных усилий, а не от внешних обстоятельств.
«Благодаря опросу мы выяснили, что 8 из 10 студентов хотели бы стать участниками реальных проектов по развитию страны, а 75% хотели бы помогать развивать свой родной регион. При этом 61% студентов уверены, что сейчас есть все возможности для развития страны, относительно своего региона так считают 47% студентов. Часть респондентов убеждены, что возможности и проекты развития существуют, но они ограничены: 30% говорят об этом относительно страны в целом, 42% – относительно своего региона. Эти данные демонстрируют, что результат выстроенной в России системы социальных лифтов действительно есть – молодежь хочет и может развиваться в нашей стране и в родных регионах. Подобная обратная связь от респондентов помогает нам увидеть барьеры, которые мешают еще более эффективной работе этих лифтов. Очевидно, что необходимо увеличивать информированность россиян о существующих проектах», – добавил первый заместитель генерального директора президентской платформы «Россия – страна возможностей» Алексей Агафонов.
Во время студенчества 62% респондентов занимались волонтерством и/или благотворительностью. Чаще всего в рамках безвозмездной помощи студенты участвовали в благоустройстве территорий (52%), в просветительской работе (44%), в благотворительных мероприятиях в поддержку социально уязвимых групп (43%) и в сборе пожертвований (вещи, продукты) для социально уязвимых групп (38%). Если говорить в целом об интересе к волонтерству, то его выражают 93% студентов. Наиболее востребованные области для волонтерской деятельности – это помощь животным (40%), сфера культуры (39%), образования (35%), экологии (33%).
71% опрошенных студентов участвовали в общественной жизни вуза или факультета, практически столько же респондентов – 68% – считают студенческие годы самым веселым временем своей жизни. При ответе на вопрос, могут ли студенты назвать себя счастливыми, 48% респондентов поставили оценки от 8 до 10 по 10-балльной шкале. Еще 42% оценили уровень своего счастья от 5 до 7.
Опрос проводился среди студентов российских вузов в онлайн-формате в период с 21 ноября по 17 декабря 2023 года. В исследовании приняли участие 1980 студентов, треть из них обучаются на выпускных курсах.
Информационная справка
Автономная некоммерческая организация «Россия – страна возможностей» была создана по инициативе Президента РФ Владимира Путина 22 мая 2018 года. Миссия платформы – создавать будущее России, открывая равные возможности для каждого. Платформа помогает каждому человеку, независимо от того, где он живет, какую профессию он выбрал и в какой семье вырос, получить возможности для своего развития. Это открытая площадка для общения талантливых и неравнодушных людей всех возрастов, обмена опытом между школьниками, студентами, профильными специалистами, предпринимателями, управленцами и волонтерами. Наблюдательный совет АНО «Россия – страна возможностей» возглавляет Президент РФ Владимир Путин.
За 5 лет работы платформы участниками её 26 проектов стали 20 миллионов человек из всех регионов России и 150 стран мира, а партнерами – более 1500 компаний, вузов, государственных и общественных организаций. Участие в проектах, конкурсах и олимпиадах платформы помогает найти единомышленников и завести полезные знакомства, поступить в вуз или пройти перспективную стажировку, найти работу мечты, продвинуться в карьере, выиграть грант, получить персонального наставника, который поможет отточить мастерство или развить лидерские качества.
АНО «Россия – страна возможностей» развивает одноименную платформу, объединяющую 26 проектов: конкурс управленцев «Лидеры России», клуб Лидеров России «Эльбрус», конкурс «Это у нас семейное», проект «Мастера гостеприимства», проект «Цифровой прорыв. Сезон: искусственный интеллект», проект «Флагманы образования», проект «ТопБЛОГ», проект «Профразвитие», Всероссийская олимпиада студентов «Я – профессионал», Всероссийский студенческий конкурс «Твой Ход», Всероссийский конкурс «Большая перемена», проект «Национальный чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс», проект «Экософия», Всероссийский конкурс проектов «Моя страна – моя Россия», проект «Национальная технологическая олимпиада», проект «Программа развития «Другое дело», проект «Международный строительный чемпионат», проект «Конкурс-премия уличной культуры и спорта «КАРДО», Всероссийский конкурс «Начни игру», профессиональный конкурс «Открываем Россию заново», проект «Спасибо, братцы!», а также конкурс «Пишем будущее», проект «Программа «Больше, чем путешествие». Также платформа выступает партнером международного инженерного чемпионата «CASE-IN», Российская национальная премия «Студент года», проекта «Фестиваль «Российская студенческая весна» и проекта «Культурный код».
В рамках деятельности АНО «Россия – страна возможностей» в феврале 2019 года создан образовательный центр – Мастерская управления «Сенеж». Обучение в нем проходят участники проектов и конкурсов платформы, активная молодежь, а также управленцы и государственные служащие. Мастерская выступает площадкой для проведения различных образовательных и молодежных мероприятий, в том числе Всероссийского молодежного образовательного форума «Территория смыслов».
С 2021 года платформа развивает на базе ведущих вузов страны Центры компетенций, в которых студенты проходят диагностику надпрофессиональных навыков и получают инструменты для их развития. В настоящее время создано 97 таких центров, которые охватывают почти 200 университетов в 54 регионах страны.
В 2022 году на базе президентской платформы «Россия – страна возможностей» начало работу Кадровое агентство, ориентированное на помощь министерствам, ведомствам и государственным компаниям в подборе сильных кандидатов.
В 2023 году в Донецкой и Луганской народных республиках появились представительства платформы «Россия – страна возможностей». В них оборудованы лектории для просветительских мероприятий, информационные центры, а также зоны совместной работы, предоставляющие жителям новых субъектов Российской Федерации дополнительные возможности для личностного и профессионального развития.