С 26 по 31 марта в Астраханском ГМУ  прошла Неделя русского языка.

С 26 по 31 марта в Астраханском ГМУ прошла Неделя русского языка.

ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком…
С.П. Данилов

В жизни всегда должны быть яркие моменты, и таким моментом для иностранных студентов Астраханского ГМУ оказалась Неделя русского языка, проходившая с 26 по 31 марта и запомнившаяся интересными событиями.
Проведение Недели является составной частью организационно-воспитательной работы кафедры русского языка. Цель проведения Недели – мотивировать иностранных студентов к осознанному изучению русского языка и повышению культурного уровня, формировать у обучающихся эстетический вкус, культуру общения и мышления. Неделя русского языка призвана решать следующие задачи: активизация творческой деятельности, мотивация к совершенствованию навыков произношения, интонирования, правильной фонации; овладение навыками искусства декламации и публичного выступления; повышение интереса к учёбе в университете и к изучению языка и литературы.
Чтобы привлечь внимание к предстоящему событию, за неделю до начала мероприятия были вывешены яркие объявления в стиле современных рекламных анонсов, портреты русских поэтов и писателей, плакаты с высказываниями о русском языке, об искусстве слова, красочные газеты – творческие работы студентов.
Программа проведения Недели русского языка отразила различные формы и методы учебной деятельности кафедры.
Интеллектуальная игра «Что? «Где?» «Когда?» среди слушателей подготовительного отделения проходила в атмосфере напряженного соперничества между командами «Знатоков» (группа № 1) и «Грамотеев» (группа №2). Слушателям предлагались интересные, оригинальные вопросы, не требовавшие предварительной подготовки, рассчитанные на быстроту реакции, внимательность, эрудицию, смекалку; логические задания, афоризмы, позволившие проверить не только знания слушателей, но и их творческий потенциал. Игроки бурно обсуждали вопросы, искали несколько вариантов ответа, затем капитаны давали право ответа членам своих команд. Трудные ответы брали на себя. Игра закончилась со счетом 16:8 победой «Знатоков».
Целью конкурса мини-проектов с использованием мультимедиа технологий «Почему так говорят по-русски?» была защита проектов для закрепления знаний студентов-иностранцев о фразеологических оборотах. Различные приёмы умственной деятельности – анализ, синтез, наблюдение, сравнение, обобщение – использовались на всех этапах мероприятия. Была создана ситуация успеха для каждого выступающего. Студенты демонстрировали высокий уровень познавательной активности, интересную подачу материала, новизну идей.
Призовые места распределились следующим образом:
1 место – Хатамова Энеджан (гр. 119 ФИС специальность «Лечебное дело»).
2 место – Махсимли Азиз (гр. 117 ФИС специальность «Лечебное дело»).
3 место – Джораев Азиз (гр. 119 ФИС специальность «Лечебное дело»).

Организаторскому мастерству всегда и везде придавали особое значение. По убеждению организаторов Недели, «устную речь необходимо совершенствовать, поскольку она также отражает интеллектуальное развитие говорящего и его социальные навыки».
В рамках конкурса ораторского мастерства на тему: «Медицинский жаргон – быть или не быть? Разрешить или запретить?» участники не только продемонстрировали свои способности и навыки в ораторском искусстве, но и научились мастерству у своих сверстников, получили новые импульсы для дальнейшего личностного совершенствования и развития. Участие в конкурсе предоставило студентам возможность выступить перед своими сверстниками, позволило проверить свои коммуникативно-речевые умения как основные показатели владения русским литературным языком. Опыт проведения этого конкурса показывает эффективность подобной формы работы. В течение 2-х месяцев подготовки к конкурсу решался ряд важнейших задач, поставленных перед преподавателями и студентами: способность и готовность к аналитическому мышлению, логическому анализу, формирование риторических навыков, готовность к публичным выступлениям. Реализация этих задач стала возможна благодаря внедрению инновационных форм обучения русскому языку.
Итоги конкурса:
1 место – Антонов Алексей (гр. 101 педиатрический факультет).
2 место – Жумабекова Молдир (гр. 118 лечебный факультет).
3 место – Ажгельдиева Анара (гр. 101 педиатрический факультет).
«Всё по-русски» – так назывался конкурс среди иностранных студентов, обучающихся на языках-посредниках, включавший в себя чтение стихотворений А.С. Пушкина, диалог по ситуации, нахождение на картинках знакомых предметов и их называние, решение кроссвордов. 5 команд соревновались между собой на 4 конкурсных этапах. Жюри оценивало умение правильно читать, фонетическую точность, лексический запас, знание грамматики и эмоциональную составляющую. Работа способствовала расширению кругозора студентов, сплочению коллектива, совершенствованию навыков коллективной работы, главный итог которой – возросший интерес к русскому языку и приобретенные студентами знания. Общими усилиями удалось создать атмосферу праздника и творческого порыва при содержательной насыщенности и деловом настрое каждого этапа этого незаурядного события.
1 место досталось студентам Табка Низару и Фержани Тареку (гр. 131 ФИС, специальность «Лечебное дело»).
2 место заняли студенты Эль Баккали Эттахери Ханае и Рафик Муад (гр. 105 ФИС, специальность «Фармация»), а на 3 месте оказались студенты Ублал Омар и Эль Отмани Мамун (гр. 113 ФИС, специальность «Стоматология»).
Одним из самых ярких и запоминающихся мероприятий Недели русского языка стал конкурс чтецов «Удивительный мир поэзии» посвященный поэтам – юбилярам 2018 года: Ф.И. Тютчеву, В.Я. Брюсову, В.С. Высоцкому, Ф.К. Сологубу, С.В. Михалкову, проходивший в читальном зале научной библиотеки Астраханского ГМУ. В конкурсе принимали участие 35 студентов, В этом году конкурс явился межвузовским, поскольку в нем приняли участие и студенты АГУ. Конкурс чтецов – замечательная традиция, существующая в университете, позволяющая студентам проявить свои творческие и актерские способности, продемонстрировать свой широкий кругозор.
В процессе подготовки студенты вместе с преподавателями проводили исследование поэтических образов, идей, заложенных в тексте, постигали язык произведения. Именно на этом этапе студенты выполняют пробелы в культурологическом образовании, воспитывается эстетический вкус. Любой конкурс – это состязание. В данном случае состязание предполагает не соперничество, а сотрудничество. У студентов появляется азарт к изучению языка.
К началу конкурса сотрудники научной библиотеки подготовили замечательную выставку, которая отвечала всем требованиям литературного конкурса. Зал, украшенный портретами поэтов, плакатами, настраивал слушателей на серьезное восприятие произведений. Мультимедийное сопровождение конкурса – слайды, анимационные фотографии, песни – иллюстрировали каждое конкурсное стихотворение, создавая живые образы на экране и в воображении зрителей.
Выразительное чтение студентов оценивало компетентное жюри, в состав которого вошли зав. научной библиотекой Л.Ф. Попова, зав. кафедрой русского языка доцент А.Х. Сатретдинова, зав. подготовительным отделением Л.В. Епанчина, ст. преподаватель кафедры З.Н. Джулдузбаева. Жюри оценивало участников по нескольким критериям: качество исполнения, произношение, интонирование, умение выразить свое восприятие стихотворения, оригинальность исполнения, артистизм.
Выступления студентов были эмоциональными и проникновенными. Конкурс превратился в настоящий праздник и прошел в доброй атмосфере творчества.
Имена победителей конкурса:
I категория (российские студенты)
I место – Лыгина Алена (101 гр., ф-т клинической психологии).
Убайдулаев Нурула (104 гр., педиатрический ф-т).
II место – Бунин Владимир (101 гр., медико-профилактический ф-т).
III место – Посохин Андрей (110 гр., педиатрический ф-т).

II категория (студенты ближнего зарубежья)
I место – Аннаев Аннагельди (112 гр., педиатрический ф-т).
II место – Махтымгулыев Селим (112 гр., педиатрический факультет).
III место – Янабердиева Гузал (1 курс АГУ, факультет педагогики и социальной работы).
III категория (студенты дальнего зарубежья)
I место – Абдуллах Мариа (гр. № 5, подготовительное отделение).
II место – Нондумисо Мабена (223 гр. ФИС, специальность «Лечебное дело».
III место – Ави Айомиде (гр. № 5, подготовительное отделение).
В номинации «Самое сложное стихотворение» победу одержала Икрамова Мадина (110 гр., педиатрический факультет).
А в номинации «Самое лучшее стихотворение» победила Нондумисо Мабена (223 группа ФИС, специальность «Лечебное дело»).
В конкурсе победили сильнейшие, но довольны остались все. Неделя русского языка предоставила нам, русистам, большой и полезный материал для совершенствования методики преподавания русского языка. Надеемся, что наши традиции будут укрепляться, а количество студентов-участников возрастать.

Старший преподаватель кафедры русского языка Г.А. Самохина
DSC_0275

DSC_0294

DSC_0317

DSC_0337

DSC_0378

DSC_0408

DSC_0455

DSC_0458

DSC_0523

DSC_0587

DSC_0613

DSC_0656

DSC_0733