Международная деятельность в Астраханском ГМУ является одним из приоритетных направлений. Миссия Астраханского ГМУ заключается в предоставлении обучающимся возможности получения качественных образовательных услуг, приобретения высокого профессионального уровня медицинских и научных знаний, достижения высоких морально-нравственных качеств, что обеспечит высокую конкурентоспособность вуза на внутреннем и внешнем рынках образовательных услуг.
Основными задачами вуза в области международной деятельности стала интеграция в мировое образовательное и научное сообщество, создание и поддержание репутации образовательного и научного учреждения, соответствующего мировым стандартам, расширение форм международной деятельности и повышение эффективности международного сотрудничества, анализ и последовательное внедрение опыта зарубежных образовательных и научных учреждений с учетом мировых образовательных стандартов для повышения качества образовательных услуг.
Основные направления развития международной деятельности внесены в Программу инновационного развития Астраханского ГМУ, оперативное управление которой осуществляет Управление, в состав которого входят проректора по направлениям работы, начальники отделов.
В целях совершенствования системы образования, улучшения качества подготовки и в связи с дальнейшими перспективами расширения программ и профилей профессионального образования для иностранных студентов приказом ректора с 1 января 2012 года в вузе создан факультет иностранных студентов и соответствующий деканат. Деканом была назначена к. м. н, доцент Ольга Николаевна Дьякова.
Однако если заглянуть в историю, можно вспомнить, что впервые факультет иностранных студентов был создан в 1992 году, и с этого времени Астраханский государственный медицинский университет организует обучение граждан из зарубежных стран на коммерческой основе. В 1992 году на учебу в Астрахань приехали первые 13 студентов из Палестины. После окончания подготовительного отделения палестинские студенты продолжили свое обучение по специальности «Лечебное дело». За пять последующих лет количество студентов увеличилось более чем в 10 раз. «География» иностранных студентов расширилась до 17 стран Азии и Африки
Деканом факультета с 1992 по 2003 год была Любовь Степановна Милосердова – заведующая кафедрой русского языка. Факультет иностранных студентов впоследствии возглавляли д. ф. н, профессор, заведующая кафедрой иностранных языков лечебного факультета Татьяна Сергеевна Кириллова (2003-2006 гг.), затем д. м. н., профессор, академик Международной академии по экологии и безопасности жизнедеятельности человека, Заслуженный врач РФ, заведующий кафедрой поликлинической педиатрии с курсом семейной медицины Анвар Абдрашитович Джумагазиев (2006-2008 гг.). В 2008 году в связи с уменьшением числа студентов факультет иностранных студентов был упразднен, а студенты распределены по основным факультетам.
С 2015 года факультет иностранных студентов возглавляет д. м. н., доцент Елена Игоревна Каширская.
В 2011 году на 1-й курс тогда ещё академии по специальностям высшего профессионального образования было зачислено 79 иностранных студентов (в 2 раза больше, чем в 2010 году). Впервые иностранная студентка была зачислена на специальность среднего профессионального образования «акушерское дело». В 2012 году на 1-й курс зачислено 160 иностранных граждан. В 2013 году на 1-й курс зачислен уже 201 иностранный студент. На 2-й и последующие курсы вуз принимает с последние годы по 15-20 студентов – граждан из стран ближнего и дальнего зарубежья. Традиционно популярными остаются специальности «лечебное дело», «стоматология», «фармация», но начинают пользоваться спросом и такие специальности, как «медико-профилактическое дело», «клиническая психология».
Как правило, в течение первого года иностранные граждане изучают русский язык и другие профильные предметы на подготовительном факультете. В 2013-2014 учебном году число иностранных граждан, обучающихся на подготовительном факультете, выросло до 50 человек.
В 2013-2014 учебном году на ФИС обучались более 500 иностранных граждан из 29 стран мира (Азербайджан, Афганистан, Ботсвана, Гана, Гвинея-Бисау, Грузия, Египет, Замбия, Зимбабве, Индия, Ирак, Иран, Казахстан, Камерун, Кения, Конго, Кыргызстан, Малави, Марокко, Намибия, Нигерия, Палестина, Свазиленд, Сирия, Таджикистан, Тунис, Туркменистан, Узбекистан, Экваториальная Гвинея). Из них 214 (около 50 %) студентов – по направлениям подготовки «Лечебное дело», «Стоматология», «Фармация» на языках посредниках (английский, французский) с одновременным интенсивным изучением русского языка.
По направлению подготовки «Лечебное дело» обучалось 240 студентов, из них на 1-3 курсах на языке-посреднике (английский) обучается 91 человек (38%). По направлению подготовки «Стоматология» обучалось 169 студентов, из них на 1-2 курсах на языке-посреднике (французский) обучается 98 человек (58%). По направлению подготовки «Фармация», очной формы, обучалось 37 студентов, из них на 1 курсе на языке-посреднике (французский) обучается 25 человек (68%).
Кроме того, иностранные граждане проходили подготовку по направлениям подготовки «Педиатрия» – 23 человека, «Медико-профилактическое дело» – 6 человек, «Клиническая психология» – 1 чел., специальности среднего медицинского образования – 4 чел.
Выпуск 2014 года составили 22 иностранных студента из 7 стран ближнего и дальнего зарубежья, получившие дипломы врачей, врачей-стоматологов, акушерки. Более половины выпускников продолжили свое обучение в интернатуре и ординатуре факультета последипломного образования нашего университета.
В связи с потребностями мирового рынка образовательных услуг в Астраханском ГМУ ведется преподавание на языках-посредниках (английский, французский) по 3-м направлениям подготовки «Лечебное дело», «Стоматология», «Фармация». Обучение начинается с 1 курса на языке-посреднике с параллельным обучением русскому языку. С 3-4 курса обучение по всем дисциплинам (прежде всего, по клиническим, где необходимо общение с пациентами), проводится уже на русском языке.
В 2011 году успешно обучались на языке-посреднике 15 иностранных студентов из африканских стран (Намибия, Гана, Ботсвана, Замбия, Кения). В 2012-2013 учебном году уже 55 студентов из стран Центральной Африки по специальности «Лечебное дело» на английском языке и 31 студент из Туниса и Марокко по специальности «Стоматология» на французском языке. В 2013-2014 учебном году начато преподавание на языке-посреднике (французский) по направлению подготовки «Фармация» – 25 человек. Увеличилось и число студентов, обучающихся на английском и французском языках по специальности «Лечебное дело» – 91 и «Стоматология» – 98 соответственно.
Диплом Астраханского ГМУ признан более чем в 30 странах мира. Появились выпускники зарубежных вузов, желающие получить в нашем университете последипломное образование.
Такому движению вперед предшествовала масштабная и кропотливая работа по продвижению вуза за рубежом ректората и отдела информации и международных связей, созданного в 2009 году и возглавляемого д.м.н., доцентом Азизой Халиловной Ахминеевой. Партнерами Астраханского ГМУ являются 11 университетов из 9 стран Европы, Азии, Америки. Ежегодно реализуется более 10 международных проектов. Зарубежные преподаватели читают лекции в рамках академической мобильности. В 2012 г. в обмене участвовало 10 преподавателей. Работает система менеджмента качества, соответствующая международному стандарту качества ISO 9001.2008 и национальному ГОСТ Р ИСО 9001-2008.
Белозубые улыбки на смуглых лицах, национальные костюмы, речь с акцентом и, как правило, большое стремление получить одну из самых прекрасных и востребованных профессий – это наши студенты. Они так же ходят в клиники и аудитории, так же сдают экзамены и зачеты и отрабатывают пропущенные занятия и лекции, живут в общежитиях и обедают в институтской столовой. Конечно, им трудно, но студенты привыкают жить самостоятельно в чужой стране. Другой климат, другая вода и пища, учебные и бытовые трудности – все это требует от юношей и девушек крепкого здоровья, решимости, воли, стремления к выбранной цели.
Неоценимую роль в период адаптации играет доброжелательное, внимательное отношение и сопровождение сотрудников деканата, управление по печати, международным и общественным связям, кафедр, общежития. Мы все должны учиться новому и постоянно совершенствоваться профессионально и духовно. Так, уже сейчас большая группа наших коллег – преподавателей теоретических кафедр совершенствует свой английский язык, успешно изучает французский язык для преподавания «франкоговорящим» студентам.
Положительным стимулом в развитии сотрудничества с другими странами и привлечении иностранных граждан является развитие в университете информационных технологий, дистанционного обучения, совершенствование официального сайта Астраханского ГМУ. В будущем запланировано, что на сайте появится исчерпывающая информация на английском и французском языках, которая будет способствовать продвижению университета на международном рынке образовательных услуг, информированности наших абитуриентов, студентов и их родителей, обратной связи наших выпускников с Alma mater.
Мы уже привыкли к ребятам из стран Европы, Азии, Африки и не считаем их гостями. Они такие же хозяева Астраханского ГМУ, как и остальные студенты. А вот высокой мотивации «грызть гранит науки» у некоторых иностранных студентов остальным нужно поучиться. В России всегда было, есть и будет то, что влечет жителей других стран, — загадочная русская душа. Душевность во всем, в том числе и в профессии.
Для дальнейшего эффективного развития интернационализации в Астраханском ГМУ планируется продолжить внедрение основных положений Болонской декларации в учебный процесс, внедрять новые формы обучения иностранных граждан, такие как: создание совместных подготовительных отделений с образовательными учреждениями стран абитуриентов Астраханского ГМУ при посредничестве фирм, направляющих иностранных граждан для обучения в вузы; регулярно участвовать в выставках-презентациях российских вузов за рубежом; создать систему внедрения прогрессивных зарубежных образовательных технологий в учебный процесс Астраханского ГМУ; повысить качество освоения практических навыков иностранными учащимися; создать англоязычную и франкоязычную версию веб-сайта Астраханского ГМУ на новой современной платформе; разработать систему насыщаемости и своевременного обновления информации англо- и франкоязычного сайтов; активизировать создание партнерских связей Астраханского ГМУ со странами Европейского Союза, СНГ, Азии в области науки, образования и инновационных технологий; разработать программу приглашения ведущих зарубежных специалистов; разработать проект, дающий возможность студентам частично проходить обучение в зарубежных университетах с последующим получением диплома Астраханского ГМУ; проводить работу по дальнейшему признанию диплома Астраханского ГМУ в зарубежных странах: провести работу по вступлению Астраханского ГМУ в международные организации, занимающиеся координацией высшего медицинского образования (Всемирный Союз Высшего Медицинского Образования, Европейская Ассоциация Высших учебных Заведений и др.); активизировать международное образовательное и научно-исследовательское сотрудничество; совершенствовать программы обучения иностранным языкам, продолжить профессиональные стажировки обучающихся и сотрудников, продолжить практику студенческих обменов, участвовать в конкурсах на научно-исследовательские гранты; создать адаптационную программу, включающую лингвистическую, социокультурную, психолого-педагогическую и психо-физиологическую адаптацию иностранных студентов.