Адрес: 414000, г. Астрахань,  ул. Бакинская, д. 121, 3 этаж, главный корпус Астраханского ГМУ.

Телефон: +7(8512)52-33-68

E-mail: fmbp.agma@inbox.ru


Специальность 32.05.01 – Медико-профилактическое дело

Уровень образования – высшее образование (специалитет)

Форма обучения – очная
Нормативный срок обучения – 6 лет
Срок действия государственной аккредитации образовательной программы – бессрочный

Квалификация специалиста “Врач по общей гигиене, по эпидемиологии”


На факультет принимаются абитуриенты на бюджетной и коммерческой основе. Приемные экзамены по дисциплинам : биология, химия, русский язык (ЕГЭ).

Целями профессиональной деятельности выпускника по специальности “Медико-профилактическое дело” являются:

  • организация и управление санитарно – эпидемиологической службой;
  • проведение мероприятий по профилактике заболеваемости населения;
  • диагностика и лечение заболеваний и патологических состояний;
  • гигиеническое воспитание и обучение населения;
  • проведение научно-практических исследований

Выпускник по специальности “Медико-профилактическое дело” подготовлен к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:

  • профилактической;
  • диагностической;
  • лечебной;
  • воспитательно-образовательной;
  • организационно-управленческой;
  • научно-исследовательской

Врач – выпускник по специальности “Медико-профилактическое” дело имеет право:

  • проводить лечебно-профилактическую деятельность под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за его профессиональную деятельность;
  • самостоятельная лечебно-профилактическая деятельность разрешена при наличии сертификата специалиста и лицензии на право ведения определенного вида деятельности;
  • заниматься научно-исследовательской деятельностью по теоретическим и фундаментальным направлениям медицины.

Врач-выпускник по специальности “Медико-профилактическое дело” при проведении профессиональной деятельности подготовлен к решению следующих задач:

  • работа в системе органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы и медико-профилактической помощи населению;
  • оценка состояния здоровья населения;
  • оценка состояния среды обитания человека, а также других факторов, определяющих состояние здоровья населения;
  • владение алгоритмом постановки клинического и эпидемиологического диагноза, основами экстренной медицинской помощи и профилактики при отдельных болезнях;
  • организация санитарно-эпидемиологического надзора;
  • осуществление воспитательной и педагогической деятельности.

Сферами профессиональной деятельности специалиста являются:

  • научно-исследовательские институты и лаборатории;
  • природоохранные органы, отделы охраны окружающей среды на предприятиях;
  • бактериологические, клинические, паразитологические лаборатории;
  • высшие и средние учебные заведения;
  • лечебные и профилактические учреждения (стационары, поликлиники, амбулатории, центры Госсанэпиднадзора и центры здоровья);
  • санаторно-курортные учреждения и профилактории;
  • частные и государственные предприятия по выпуску пищевых продуктов;
  • таможенные, правовые и военизированные службы.

Особый блок составляют специальные дисциплины, на изучение которых отведено около 30 % от всего времени обучения на факультете:

  • микробиология, вирусология и иммунология;
  • общая гигиена и военная гигиена;
  • социальная гигиена;
  • экономика и организация здравоохранения;
  • профессиональные болезни;
  • радиационная медицина и экология;
  • эпидемиология.

Только на этом факультете студенты в качестве отдельных дисциплин изучают:

  • коммунальную гигиену;
  • гигиену труда;
  • гигиену питания;
  • гигиену детей и подростков.

Базовая медицинская подготовка на первых трех курсах не отличается от таковой на лечебном и педиатрическом факультетах. С 4-го курса начинается специальная подготовка, которая включает все лечебные медицинские специальности (хирургия, терапия, педиатрия, узкие специальности), но в несколько меньшем объеме, чем на лечебном и педиатрическом факультетах. Наиболее значимые отличия по сравнению с лечебным факультетом имеются на 6 курсе, где студенты изучают в основном только гигиенические дисциплины.

Медико-профилактические дисциплины преподаются на IV-V-VI курсах и включают гигиенические дисциплины и эпидемиологию, то есть те, которые являются основными в системе санитарно-эпидемиологической службы.

Основная задача врача-эпидемиолога – профилактика инфекционной заболеваемости среди населения, основанная на эпидемиологическом надзоре за различными инфекциями, в том числе особо опасными (чума, холера, сибирская язва и другие), организации вакцинопрофилактики населения, которая и позволяет сдерживать рост опасных для здоровья болезней.
Выпускники факультета могут работать врачами-гигиенистами по широкому спектру проблем:
специалисты по медицине труда изучают нормативы качества производственной среды и контролируют их соблюдение, осуществляют выявление, лечение больных и проводят профилактику профессиональных болезней;
специалисты по коммунальной гигиене обеспечивают контроль за правильной, с медицинской точки зрения, планировкой городов и поселков, строительством и эксплуатацией жилых и общественных зданий, организацией снабжения населения доброкачественной питьевой водой и т. д.;
специалисты по гигиене детей и подростков обеспечивают контроль за нормальными гигиеническими условиями для воспитания подрастающего поколения в детских садах, школах, профессиональных училищах;
в последние годы все больше значения приобретает гигиена питания, специалисты которой изучают и контролируют широкий круг вопросов, связанных с производством и реализацией качественных пищевых продуктов, организацией рационального питания.

Выпускники факультета могут работать в лабораториях санитарно-эпидемиологической службы, лечебных учреждений, предприятий.

Врачи-бактериологи и вирусологи занимаются диагностикой инфекционных заболеваний, определяют наличие патогенных микроорганизмов в объектах окружающей среды.

Врачи-лаборанты химических и клинических лабораторий определяют качество объектов окружающей среды (воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов), помогают диагностировать различные заболевания.

Мы с удовольствием ждем новое пополнение студентов, тех, кого беспокоит экологическое состояние территории нашей республики, кому не безразлично здоровье нашего народа, кто не равнодушен по натуре и готов посвятить свою жизнь профилактической медицине.

Приглашаем Вас, абитуриенты, на медико-профилактический факультет Астраханского государственного медицинского университета!