Научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы обучения иностранных студентов в медицинском вузе»

Научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы обучения иностранных студентов в медицинском вузе»

22-23 ноября в Астраханском государственном медицинском университете состоялась научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы обучения иностранных студентов в медицинском вузе», приуроченная к 100-летию университета. Инициатором и организатором проведения этого мероприятия выступила кафедра русского языка.

Необходимость проведения конференции по данной проблематике продиктована увеличением числа иностранных обучающихся в российских вузах, в частности Астраханском ГМУ.  Сегодня в университете обучается более 2000 иностранных студентов из стран ближнего и дальнего зарубежья. Около трети студентов университета от общей численности контингента – иностранцы.

Цель проведения конференции: обмен опытом с коллегами по вопросам обучения иностранных студентов медико-биологического профиля на русском языке и языках-посредниках, анализ опыта зарубежных образовательных учреждений для повышения качества образования, разработка совместно с партнерами эффективных форм интернационализации для укрепления российскими вузами позиций на международном рынке образовательных услуг.

К началу конференции был издан сборник материалов, в который вошли   статьи, отражающие опыт работы преподавателей вузов России (Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Адыгея), зарубежных партнеров из Белоруссии, Японии, Италии, Туркменистана, Таджикистана и других стран в области подготовки иностранных граждан. Всего для участия в конференции было подано 60 заявок и статей.

Обсуждение вопросов обучения иностранных студентов проходили в рамках пленарного, секционных заседаний и круглого стола.

С приветственным словом к участникам и гостям конференции обратился ректор Астраханского государственного медицинского университета, Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор Х.М. Галимзянов. Он отметил важность и актуальность обсуждаемых на конференции проблем обучения и воспитания иностранных студентов, поскольку глобализация и растущая академическая мобильность в сфере высшего образования предъявляют высокие требования к качеству предоставления образовательных услуг в российских вузах. Халил Мингалиевич отметил, что впервые за историю существования университета вопросы обучения иностранных студентов стали предметом обсуждения в формате научно-практической конференции, поблагодарил организаторов конференции в лице заведующей кафедрой русского языка доцента Сатретдиновой А.Х. и выразил надежду на то, что подобные мероприятия станут традиционными в нашем вузе.

В рамках конференции состоялась презентация фильма к 100-летию Астраханского ГМУ.

На пленарном заседании были заслушаны доклады профессоров и доцентов Астраханского ГМУ на актуальные темы: «Международная академическая мобильность как важная составляющая высшего образования» (начальник международного отдела, к.ф.н., доцент кафедры русского языка Гагарина Е.Ю.), «Психологические аспекты адаптации иностранных студентов к обучению в вузе» (завкафедрой наркологии, психотерапии и правоведения д.м.н., профессор Великанова Л.П.), «Взаимосвязь уровня вовлечённости иностранных студентов с учебной мотивацией и образовательными достижениями» (доцент кафедры госпитальной терапии, к.м.н. Дьякова О.Н.), «Специфика обучения русскому языку как иностранному в медицинском вузе» (завкафедрой русского языка, к.ф.н., доцент Сатретдинова А.Х.), «Особенности симуляционного обучения иностранных студентов» (начальник отдела практических навыков, к.м.н., доцент Фалчари Р.А.).

В работе конференции приняли участие профессора, доценты, ассистенты, преподаватели кафедр и структурных подразделений Астраханского ГМУ: кафедр биологии; химии; иностранных языков; латинского и иностранных языков; акушерства и гинекологии лечебного факультета; философии, биоэтики, истории и социологии; экономики и управления здравоохранением с курсом последипломного образования; химии фармацевтического факультета; профилактической медицины и здорового образа жизни; факультетской педиатрии; дерматовенерологии; инфекционных болезней и эпидемиологии; оториноларингологии и офтальмологии; наркологии, психотерапии и правоведения; биохимии; биологии и ботаники; госпитальной терапии; физики, математики и медицинской информатики; анатомии; психологии и педагогики; хирургических болезней стоматологического факультета; фармакогнозии, фармацевтической технологии и биотехнологии; русского языка; международного отдела; Центра практических навыков; Центра трудоустройства выпускников и профориентации.

В ходе конференции обсуждались организационные и методические аспекты обучения иностранных слушателей на довузовском этапе, вопросы преподавания гуманитарных и специальных дисциплин студентам на разных этапах обучения, проблемы обучения русскому языку и формирования у иностранных студентов профессионально-коммуникативной компетентности, вопросы обучения англоязычных и франкоязычных граждан на языках-посредниках, а также психолого-педагогические аспекты  воспитания  иностранных студентов.

Доклады, включённые в программу конференции, были посвящены применению новых технологий в процессе преподавания русского языка и специальных дисциплин, современным системам оценивания образовательных результатов, организации самостоятельной работы и внеурочной работы со студентами, вопросам социокультурной адаптации иностранных граждан, основным проблемам, тенденциям и перспективам преподавания русского языка как иностранного и другим аспектам.

На завершающем этапе конференции была принята резолюция, в которой обобщались итоги состоявшихся дискуссий и были определены ключевые проблемы  в обучении иностранных студентов: низкая мотивация и самодисциплина, большая наполняемость студенческих групп, необходимость увеличения количества часов на изучение русского языка, потребность в техническом обеспечении учебного процесса (приобретение мультимедийного оборудования, компьютерных обучающих программ, создание лингафонного класса и т.д.) и др.

Подводя итоги конференции, следует отметить практическую направленность многих докладов, широту и многосторонность научных интересов преподавателей, работающих с иностранными студентами. Таким образом, проведение конференции было ориентировано на поиск оптимальных путей обучения и воспитания иностранных граждан, что, в конечном счете, будет способствовать повышению международной конкурентоспособности российского образования, формированию позитивного образа отечественных вузов, в частности Астраханского медицинского университета в глазах зарубежных экспертов, работодателей, потенциальных абитуриентов и обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг.

Старший преподаватель кафедры русского языка Г. А. Самохина