Возможности и перспективы обучения русскому языку как иностранному

Возможности и перспективы обучения русскому языку как иностранному

Под таким названием  29 мая 2020 года на базе платформы ZOOM состоялась межрегиональная научно-практическая онлайн-конференция, организованная кафедрой русского языка и Образовательным лингвистическим центром Астраханского ГМУ.

Переход на дистанционный формат обучения в связи со сложной эпидемиологической ситуацией в мире потребовал от педагогов переосмысления привычных взглядов на методику преподавания. Особенно это касается русского языка как иностранного в силу специфики этой дисциплины. Научное мероприятие было посвящено обсуждению актуальных вопросов осуществления эффективного взаимодействия с обучающимися с использованием дистанционных форм обучения.

С приветственным словом к участникам конференции обратилась заведующая кафедрой русского языка Астраханского ГМУ доцент Сатретдинова А.Х., отметив значимость и актуальность мероприятия. Альфия Хамитовна ознакомила с повесткой вебинара и выразила благодарность всем участникам и гостям.

В интерактивном научном мероприятии приняли участие преподаватели Астраханского ГМУ, АГУ, АГТУ, АГАСУ, а также коллеги из  региональных вузов – Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского, Волгоградского государственного медицинского университета, Калмыцкого государственного университета.

         В ходе конференции были рассмотрены актуальные проблемы и дискуссионные вопросы организации обучения с использованием дистанционных форм и цифровых технологий. В выступлениях были обозначены новые подходы к реализации образовательных программ обучения русскому языку как иностранному в формате дистанционного образования с учетом специфики преподаваемого предмета; выявлены основные преимущества и недостатки дистанционного обучения; намечены пути решения проблем, связанных с нетипичными условиями образовательного процесса.

 В рамках вебинара было заслушано 9 докладов. Преподаватели поделились своим уникальным опытом организации интерактивного обучения, однако сошлись во мнении, что, несмотря на известные преимущества, дистанционная форма обучения не может быть абсолютной альтернативой очному образованию, а может рассматриваться в качестве дополнительной поддержки основного курса обучения и в качестве основы для самообразования.

В своем сообщении заведующая кафедрой русского языка доцент Сатретдинова А.Х. рассказала о характерных особенностях организации дистанционного обучения в высшей школе, сделав акцент на основных принципах и формах интерактивного взаимодействия с обучающимися.

Профессор кафедры русского и латинского языков ВолгГМУ Привалова И.В. поделилась опытом использования новейших технологий в преподавании РКИ на примере работы образовательного портала вуза в сопоставлении с практикой ведущих американских высших школ.

О преимуществах и недостатках  работы на базе платформы СДО «Лотос» рассказала заведующая кафедрой русского языка и общего языкознания, русской и зарубежной литературы Калмыцкого государственного университета профессор Есенова Т.С.

 Специфике организации работы на дистанте был посвящен доклад доцента кафедры русского языка и социально-культурной адаптации ВолгГМУ Фатеевой Ю.А., которая обозначила главные трудности дистанционного образования с учетом гражданско-правовой базы.

Преподаватель подготовительного факультета для иностранных граждан АГТУ Давыдова А.А. изложила наиболее эффективные способы работы со специальной лексикой с использованием доступных технических средств в дистанционном формате обучения РКИ.

Доцент кафедры русского языка Астраханского ГМУ Пенская З.П. представила вниманию сравнительную характеристику традиционной и дистанционной дидактических систем, обозначив достоинства и недостатки дистанционного образования с точки зрения психологии.

Обзор лучших мобильных приложений продемонстрировала преподаватель кафедры русского языка Астраханского ГМУ Пикалова А.А., дав оценку каждому мессенджеру с точки зрения преимуществ и недостатков.

Доклад об эффективной практике использования интернет-технологий продолжила её коллега – преподаватель кафедры русского языка Астраханского ГМУ Миляева О.В., поделившись приемами работы с онлайн-тренажерами как одним из способов оптимизации контроля в рамках обучения РКИ.

Исследовала спектр технических возможностей интерактивной образовательной платформы ZOOM и активного их применения на веб-уроках РКИ ассистент кафедры русского языка Астраханского ГМУ Матюшкова Т.А.

Таким образом, благодаря тематической своевременности, высокому профессионализму и  личной заинтересованности каждого преподавателя конференция прошла на высоком научном уровне, вызвала живой интерес участников, активную дискуссию. По окончании конференции было выдвинуто предложение в октябре 2020 года провести очередной вебинар и обменяться опытом проведения летней экзаменационной сессии в дистанционном формате.

По итогам конференции все участники отмечены Сертификатами.

Преподаватель кафедры русского языка Астраханского ГМУ,

к.ф.н. Гущина К.Н.