Ректор приняла участие в совещании Совета Федерации по вопросам создания условий по увеличению количества иностранных студентов в российских вузах
Ректор Астраханского ГМУ, профессор О.А. Башкина приняла участие в совещании на тему «О совершенствовании механизмов привлечения иностранных студентов на обучение в образовательных организациях высшего образования в Российской Федерации», прошедшего в Совете Федерации РФ под председательством Виктора Мильхиоровича Кресса, заместителя председателя Комитета СФ по науке, образованию и культуре. В мероприятии участвовали представители МВД, МИД, Минобрнауки, Россотрудничества, Роспотребнадзора, ректоры и проректоры ведущих вузов страны и эксперты.
Виктор Кресс отметил, что в соответствии с майским Указом Президента России Правительству РФ поставлена задача к 2024 году увеличить не менее чем в два раза количество иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях.
Сенатор сообщил, что профильный Комитет СФ ведет системный мониторинг вопросов по созданию условий для увеличения количества иностранных граждан, обучающихся в вузах РФ. «Держим на контроле организацию обучения иностранных студентов в российских вузах и находимся в постоянном взаимодействии с Комитетом СФ по международным делам и Министерством науки и высшего образования РФ по данному вопросу», — сказал он.
Парламентарий напомнил, что в рамках рабочих встреч и совещаний, а также на заседании «круглого стола» в декабре 2020 г. ректоры ведущих вузов отмечали устойчивый рост интереса иностранных граждан к обучению в России.
«Надеемся, что и наша лепта есть в принятом в конце прошлого года постановлении Правительства «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». В соответствии с ним, иностранные граждане обучаются в российских вузах за счет средств федерального бюджета: в 2021 году квота увеличится до 18 тысяч человек, в 2022 году — до 23 тысяч, а с 2023 года – 30 тысяч. При этом квота Правительства в 2020 году составляла 15 тысяч человек, и она была распределена полностью», — подчеркнул Виктор Кресс.
Ректор Астраханского ГМУ Ольга Башкина выступила на совещании с докладом, в котором осветила достижения и проблемы в осуществлении образовательного процесса иностранным обучающимся по медицинским и фармацевтическим специальностям и путях их решения. Ректор поделилась опытом Астраханского ГМУ в привлечении иностранных студентов, отметив факторы, которые способствуют эффективному наращиванию масштабов участия вуза в процессе интернационализации высшего образования. В университете создана комфортная среда для иностранных студентов: обучение осуществляется на трех языках (русском, французском, английском) с применением различных форм обучения, функционируют международные службы, созданы благоприятные условия для развития гармонизации отношений, кросс-культурного взаимодействия, межнациональной и межконфессиональной толерантности, формирования идеологии противодействия распространению терроризма и экстремизма. О.А. Башкина обратила внимание участников на необходимость создания максимально благоприятной среды в:
- организации приема и обучения иностранных учащихся в Российской Федерации;
- передвижении иностранных обучающихся по территории Российской Федерации;
- медицинском страховании иностранных обучающихся на территории РФ;
- осуществлении трудовой деятельности иностранных обучающихся Российской Федерации;
- признании/нострификации дипломов российского образования.
В настоящее время остро стоят вопросы недостаточного внедрения системы грантов и стипендий для иностранных обучающихся; возможности вакцинироваться от эпидемиологически значимых инфекций, в т. ч. от COVID-19; отсутствие (или низкий уровень) знания русского языка у абитуриентов- иностранцев. У иностранных студентов из ближнего зарубежья (в т.ч. из Казахстана) существует высокая потребность в перемещении наземным путем как более удобной и дешевой альтернативы авиационному сообщению. Актуальны запросы от студентов и их родителей по снижению цен на авиа- перелеты в периоды доезда к месту обучения и обратно. Прозвучали также предложения по оптимизации и упрощению системы признания документов об образовании, обеспечению международного признания российских образовательных программ и квалификаций, нострификация диплома и усовершенствованию российского законодательства в части процедуры въезда, выезда, пребывания на территории РФ, трудоустройства и стажировок иностранных граждан на время их обучения на территории РФ. Совершенствование паспортно-визового законодательства получит свое дальнейшее развитие уже до конца 2021 года, подтвердил представитель МВД. Особое значение в создании благоприятной для эффективного обучения среде принадлежит современному кампусу, финансирование строительство которого должно решаться на федеральном уровне.
Решение этих вопросов положительно скажется на динамике роста желающих поступить в университет, повысит привлекательность учебного заведения, а значит российского образования в целом.