лекции_6_курс_педиатрический факультет
04.05.2020 Дифференциальная диагностика заболеваний, протекающих с синдромом экзантемы 2
06.04.2020 Коронавирусная инфекция
18.05.2020 Дифференциальная диагностика заболеваний, протекающих с синдромом экзантемы 3
20.04.2020 Дифференциальная диагностика заболеваний,протекающих с синдромом экзантем 1 часть
лекции_5_курс_педиатрический факультет
17.04.2020 Энтеровирусная инфекция
На кафедре обучаются студенты 5-6 курсов педиатрического факультета, в 10 и 11 семестрах, интерны, ординаторы, слушатели последипломного образования.
Важным условием сознательного и прочного приобретения знаний и навыков является обязательная систематическая самостоятельная подготовка студентов к практическим занятиям. Ежедневно даются конкретные домашние задания, и проводится контроль самостоятельной подготовки студентов. При проведении практических занятий от студента требуется максимальная самостоятельность в подходах к решению практических вопросов, умение применять полученные знания в конкретных ситуациях. Включение в каждое практическое занятие элементов учебно-исследовательской работы студентов (УИРС) развивает у студентов творческий подход к изучаемым вопросам, повышает их интерес и активность, способствует более прочному усвоению учебного материала.Работая в инфекционном отделении, студент знакомится с особенностями работы приемного покоя, инфекционных отделений, с правилами госпитализации заразных больных, учится правильному сбору анамнеза и обследованию, изучает принципы лечения и профилактики детских инфекций.
За время работы в клинике каждый студент самостоятельно обследует больных и ведет историю болезни.
При самостоятельной работе студента у постели больного ассистент следит за правильностью сбора анамнеза, умением подойти к больному ребенку, найти с ним контакт, за приемами и точностью объективного обследования. По окончании курации ассистент проводит обход больных, во время которого куратор докладывает все данные о больном, обосновывает диагноз, намечает план лечения и обследования. Ассистент только дает направление беседе и при активном участии студентов исправляет допускаемые ошибки. При проведении обхода проверяется степень подготовки студента к занятию, понимание патогенеза и индивидуальных особенностей случая, правильность и глубина клинического обследования больного, фиксируется внимание на основных вопросах запланированной темы, на методах диагностики, дифференциальном диагнозе, лечения, профилактики в условиях стационара и поликлиники. Оценка знаний каждого студента фиксируется ежедневно в электронном дневнике.
По завершению цикла проводится заключительное собеседование по пройденным темам с акцентом на особенности обслуживания инфекционных больных в условиях поликлиники, обсуждается качество ведения больных и истории болезни, правильность дифференциальной диагностики, подводятся итоги занятий, и дается оценка знаний каждого студента по балльно- рейтинговой системе.
Для подготовки к занятию студент пользуется следующей литературой:
- Учайкин В.Ф., Нисевич Н.И., Шамшева О.В. Инфекционные болезни у детей: М., ГЭОТАР-Медиа., 2013г.
- Тимченко В.Н. Инфекционные болезни у детей. Учебник для педиатрических факультетов мед. вузов, 2001
- Учайкин В.Ф. Руководство по инфекционным болезням у детей.
- ГЭОТАР, Мед.- 1998.
- Нисевич Н.И., Учайкин В.Ф. Инфекционные болезни у детей. М., Медицина,1990
- Лекционный материал.
- Учебно-методическими пособиями для студентов 5 и 6 курсов педиатрического факультета.
Перечень практических навыков, методик и данных
лабораторного обследования, подлежащих выполнению на практических занятиях студентами
- Подсчет пульса, дыхания и их графическая запись на температурной кривой.
- Измерение артериального давления.
- Взятие кала для копрологических, бактериологических и вирусологических исследований.
- Оценка и регистрация стула.
- Взятие материала (из зева, носа, глотки, гортани, глаз, кожи, уретры и др.) для бактериоскопического, бактериологического и вирусологического исследований.
- Интерпретация данных лабораторного обследования (анализы крови, мочи, протеинограмма, спинномозговая жидкость, показатели функции печени и др.).
- Постановка внутрикожных проб.
- Промывание желудка.
- Ингаляция.
- Организация и проведение дезинфекции.
- Выписка рецептов.
- Составление направления в больницу.
Изучению подлежат следующие нозологические формы:
примерный тематический план лекций на 10 и 11 семестры
- Введение Принципы лечения инфекционных заболеваний у детей
- Вакцинопрофилактика инфекционных заболеваний
- Грипп и другие респираторные вирусные инфекции у детей
- Дифтерия
- Менингококковая инфекция
- Корь, краснуха
- Стрептококковая инфекция. Скарлатина
- Герпетическая инфекция (ветряная оспа, простой герпес, инфекционный мононуклеоз, ЦМВ- инфекция)
- Коклюш
- Иерсинеозы
- Гепатит А, Е
- Гепатиты В, D, С
- Хронические гепатиты у детей
- ОКИ бактериальной этиологии
- ОКИ вирусной этиологии
- Брюшной тиф
- ВИЧ-инфекция
- Энтеровирусные инфекции. Полиомиелит
- Инфекционные заболевания сопровождающиеся лимфоаденопатией
- Поражение ЦНС при инфекционных заболеваниях у детей
- Оппортунистические инфекции: токсоплазмоз, кандидоз
- Природно-очаговые и другие зоонозные инфекции
Тематический план практических занятий в 10 и 11 семестре
- Гепатит А, Е
- Гепатит В и D
- Гепатит С
- Хронические вирусные гепатиы у детей
- Шигеллезы
- Сальмонеллезы
- Эшерихиозы
- Кишечный иерсиниоз
- Ротавирусная инфекция
- Брюшной тиф.Паратифы
- Ботулизм у детей
- Острые респираторные инфекции
- Дифференциальная диагностика острых респираторных заболеваний вирусной и бактериальной этиологии
- Синдром крупа
- Заболевания, вызываемые вирусами семейства герпеса (ЦМВ, простой герпес, ветряная оспа, опоясывающий лишай)
- Инфекционный мононуклеоз (инфекционные заболевания, сопровождающиеся лимфоаденопатией: листериоз, туляремия, болезнь кошачьих царапин)
- Стрептококковая инфекция. Скарлатина
- Менингококковая инфекция. Менингиты и энцефалиты при инфекционных заболеваниях у детей
- Инфекционные заболевания, сопровождающиеся экзантемами.
- Корь,краснуха
- Дифтерия. Инфекционные заболевания, сопровождающиеся ангиной
- Паротитная инфекция
- Природноочаговые и другие зоонозные инфекции у детей
- Гемофильная инфекция
- Микоплазменная инфекция
- Коклюш.Паракоклюш
- Пневмококковая инфекция.
- Хламидофилез и хламидиоз
- Энтеровирусная инфекция.
- Полиомиелит
Дифтерия изучается путем разбора архивных историй болезни.
Заключительное собеседование проводится после каждого цикла занятий – в весеннем семестре только по пройденным темам, в осеннем – по всему учебному материалу курса с оценкой знаний студента по пятибальной системе (экзамен). При оценке знаний студентов учитывается их клиническая подготовка, теоретический уровень, а также посещаемость лекций.
Пособия изданные на кафедре:
- Шашина А.А., Дифференциальная диагностика заболеваний протекающих с синдромом экзантемы. Учебно-методическое пособие. Астрахань.-1989.-15с. соавторы: Марусева И.А., Ратьева И.А.
- Колоколов В. А. Лечение ОКИ энтеросорбентами. Учебно-методическое пособие. Г.Астрахань.- 1997г.-30с.
- Харченко Г.А. Фитотерапия инфекционных заболеваний у детей. Астрахань.-1999г.- 90с.
- Марусева И.А. Вопросы клиники, диагностики, лечения и профилактики инфекционных болезней у детей. Астрахань.-1999г.- 210с.
- Харченко Г.А. Внутриутробные инфекции у детей. Астрахань.-2001г.-185с.
- Харченко Г.А. Астраханская риккетсиозная лихорадка у детей. Учебно-методическое пособие.-2002-30с.
- Харченко Г.А. Дисбактериоз кишечника у детей. Учебно-методическое пособие. Г. Астрахань.-2002-40с. соавтор В.А. Колоколов.
- Харченко Г.А. Дифтерия у детей ( клиника, диагностика, лечение, профилактика) Астрахань.-2003г.-45с. соавт. С.Е. Батаева.
- Харченко Г. А. Грипп (клинико-эпидемиологическое исследование), учебно-методическое пособие. Астрахань-2004, 40с. соавт. В.С. Буркин
- Харченко Г.А. Справочник инфекциониста. Москва.- 2004.-351с. Совместное издание с авторским коллективом Московского государственного медико- стоматологического университета.
- Харченко Г.А. Тяжелый острый респираторный синдром (атипичная пневмония). Этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение и профилактика. Учебно-методическое пособие, Астрахань – 2005, 46с. соавт. Буркин В С..
- Харченко Г.А. Инфекционные заболевания у детей. Протоколы диагностики и лечения. Учебное пособие с грифом УМО г. Ростов на Дону, Феникс 2007 – 325 с, соавт. Оганесян Ю.В., Марусева И.А.
- Харченко Г.А. Кишечные инфекции у детей раннего возраста. г. Ростов на Дону, издательство Феникс- 2007 –286с, соавт. А.В. Буркин.
- Харченко Г. А. Оральная регидратационная терапия кишечных инфекций. Учебно-методическое пособие. Астрахань.-2007.-60с. соавт. В.С. Буркин.
- Харченко Г.А. Протоколы диагностики и лечения инфекционных заболеваний у детей (в двух книгах). Астрахань.-2007.-480с. соавт. И.А. Марусева.
Кимирилова О.Г. Арбовирусные менингиты у детей/ «ПОЛИСАН». – Санкт-Петербург,- 2009.-19с.
- Кимирилова О. Г. Вирусные менингиты у детей. Монография, издательство «LAMBERT» Academic Publishing 2014г – 123с. соавт. Харченко Г.А.
- Буркин А.В. Оральная регидратация диарейных заболеваний, включая холеру, у взрослых и детей. Астрахань.-2015.-250с. соавт. Г.А.Харченко, О.Г. Кимирилова.
Наличие 6 детских профильных отделений в больнице и достаточных площадей на кафедре позволяет максимально оптимизировать учебный процесс, и обеспечивает комфортные условия обучения для студентов.
Перечень практических навыков по детским инфекциям
Экзаменационные вопросы по детским инфекциям для студентов 6 курса педиатрического факультета
Методические рекомендации для студентов v-vi курсов педиатрического факультета по детским инфекционным болезням