Проблемы дистанционного образования: Кластер «Южный» – обмен мнениями

Проблемы дистанционного образования: Кластер «Южный» – обмен мнениями

24 апреля состоялась онлайн встреча представителей кластера «Южный» гуманитарного направления на тему «Дистанционное обучение гуманитарных дисциплин в медицинском вузе. Онлайн курсы. Проблемы и их решения». Инициатором встречи стал ВолГМУ. Цель конференции – обмен мнениями о дистанционном обучении по дисциплинам гуманитарного направления и выработка общей позиции. Вот некоторые ремарки.

Дистанционный формат – пространство самоактуализации человека. Использование в процессе учёбы компьютерных технологий положительно влияет на степень восприятия информации человеком и улучшает его когнитивные функции. Общение с преподавателем в удалённом формате полностью меняет стандартные роли обоих, позиционируя обучающегося как «координатора знаний», тогда как преподаватель выступает в роли интерпретатора знаний. При дистанционном обучении обучающийся имеет ряд преимуществ:  возможность совмещения обучения с основной деятельностью; невысокая стоимость; использование новейших компьютерных технологий; повышение интеллектуального и творческого потенциала и др. Участники отметили также и массовость, система позволяет одновременно охватывать многочисленные аудитории, предоставляя необходимый объём информации вне зависимости от количества слушателей.

Процесс онлайн-обучения стимулирует и работу преподавателя. Для достижения взаимопонимания с удалённой аудиторией и максимального соответствия нововведениям преподаватель заинтересован в постоянном совершенствовании своих занятий, регулярном повышении профессиональной квалификации и проявлении творческой активности в координировании процесса обучения.

Также были обсуждены и причины неудовлетворенности людей получением знаний в онлайн формате:

  1. Необходим живой контакт и не только для разъяснения материала, но и в качестве основного мотивирующего фактора. Отсутствие прямого взаимодействия «преподаватель – студент», недостаток живой речи и эмоционального обмена ухудшают восприятие информации и снижают степень понимания материала.
  2. К минусам дистанционного образования можно отнести невозможность идентификации ученика в процессе контроля знаний. Удалённый формат обучения не обеспечивает качественное взаимодействие преподавателя с обучающимся при проверке пройденного материала. Система технически не может проконтролировать, кто работает над экзаменационной работой или проходит тестирование.
  3. Участники конференции пришли к выводу, что изменилась этика поведения, общения студентов с преподавателем. Кроме того, должны быть решены и правовые вопросы (преподаватель стал выполнять больше работы). Как проводить воспитательную работу (по воспитанию личности)? Возможно ли ее проводить в дистанционном аспекте?
  4. Не менее важным пунктом в перечне недостатков онлайн-обучения выступают технические трудности.

Резолюция. Дистанционная система обучения не является совершенной и имеет ряд недостатков. Кроме того, она неприемлема для обучающих направлений, предполагающих высокую степень ответственности (в медицинских профессиях). Может быть применена частично с аспирантами и студентами с ОВЗ. Надеемся, что онлайн обучение станет достойной альтернативой традиционному формату образования, позволив этой уязвимой группе людей успешно пройти школьную программу, получить качественное бизнес-образование и стать активными членами общества.

Онлайн-образование открывает человеку неограниченные возможности для самообразования и получения обширного спектра профессиональных навыков, которые наиболее востребованы в обществе. Данный формат обучения повышает интеллектуальный уровень и позволяет получить востребованную профессию вне зависимости от возраста, места проживания, занятости и имеющихся навыков.

Маджаева С.И. – представитель кластера «Южный»