Обмен опытом дистанционного обучения от кафедры иностранных языков
С прошлого года активный лексикон учащихся и преподавателей пополнился словосочетанием «дистанционное обучение». Что скрывается за данным понятием, в чем его плюсы и минусы, как наиболее оптимально применять такой вид обучения в медицинском вузе? Кафедра иностранных языков вынесла эти актуальнейшие вопросы для публичного обсуждения в рамках «Круглого стола», который состоялся 26 февраля в Зале заседаний нашего университета. В своём вступительном слове проректор по учебной работе профессор Попов Е.А. отметил, что представляемый сотрудниками кафедры опыт по проведению дистанционных занятий послужит началом проведения целой серии «Мастер – классов».
«Круглый стол» открыли краткой исторической справкой относительно истории возникновения дистанционного обучения и основных его понятий. Подчеркнули, что в отличие от других систем и программ самообразования и самообучения, где пользователь рассчитывает только на собственные силы, собственное восприятие и осмысление представленного материала, дистанционное обучение характеризуется именно своей интерактивностью. И только при взаимодействии обучаемого и обучающегося возможно планомерное и целенаправленное образование, воспитание и развитие студентов.
В настоящее время выделяют три основных вида ДО:
– Синхронное обучение, осуществляемое с использованием различных сервисов для группового общения «онлайн» с помощью компьютера, планшета или мобильного телефона.
– Асинхронное обучение. В рамках этого формата используется заранее подготовленная учебная программа, доступ к которой получает слушатель. Она содержит готовый к самостоятельному изучению материал (слайды, видео, текст и другие материалы) и задания для контроля обучения (тесты, задания).
– Смешанное обучение (blended learning), объединяющее оба названных выше вида.
В своей работе преподаватели кафедры активно используют все три вида дистанционного обучения. В выступлениях участники поделились ссылками на сайты, программы которые эффективно используют на дистанционных занятиях по предмету «Иностранный язык». Данные программы предлагают, как готовые шаблоны упражнений, так и дают возможность разрабатывать собственные варианты, наиболее эффективные для ознакомления, освоения, закрепления и контроля учебного материала.
Сотрудники кафедры поделились с аудиторией своим опытом освоения платформы MOODLE, что вызвало живой интерес и жаркую дискуссию присутствующих. Сервис предлагает широкие технические возможности обучения на расстоянии, но содержательная его часть зависит от креативного подхода преподавателя.
Конечно, дистанционное обучение не может полностью заменить очное, и тем более в медицинском вузе. Сегодня необходимо осуществление обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Оно может носить временный характер, применяться к определённой категории студентов, иметь комплементарный характер, но необходимость освоения его методик и технологических ресурсов очевиден и актуален.
кафедра иностранных языков