Инклюзивное образование – успехи и новые задачи

Инклюзивное образование – успехи и новые задачи

Руководители и специалисты структурных подразделений, ответственных за организацию образовательного процесса для лиц с инвалидностью и ОВЗ Астраханского ГМУ 2 ноября приняли участие в онлайн-совещании по обсуждению итогов и планов работы образовательных организаций в сфере развития инклюзивного образования за 2021-2022 учебный год. Мероприятие было организовано Ресурсным учебно-методическим центром по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья РязГМУ.

Представители образовательных организаций высшего образования Центрального, Южного, Северо-Кавказского федеральных округов, подведомственных Министерству здравоохранения РФ заслушали отчетные доклады

  • по вопросам создания условий для обучения людей с инвалидностью и ОВЗ в системе отраслевого образования;
  • о выработке стратегии развития инклюзивного профессионального образования;
  • об итогах приемной кампании лиц с инвалидностью и ОВЗ;
  • о реализации мероприятий Дорожной карты доступности объектов и услуг для лиц с инвалидностью и ОВЗ.

Начальник управления по лицензированию, аккредитации и контролю качества Астраханского ГМУ, д.м.н., доцент Е.Г. Овсянникова выступила с докладом о ресурсной готовности Астраханского ГМУ к обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ. Елена Георгиевна озвучила основные направления деятельности по развитию инклюзивного образования в вузе.

Так, в 2022 году Астраханский ГМУ продолжил работу по совершенствованию материально-технического оснащения безбарьерной среды для лиц с инвалидностью и ОВЗ:

на подъездных путях к учебным корпусам выделены дополнительные парковочные места;

закуплены 4 эвакуационных стула;

разработана и внедрена система навигации с использованием QR-кода с дублированием на английском, французском языках для удобного передвижения обучающихся внутри учебных корпусов. Данным нововведением заинтересовались коллеги из РУМЦ и предложили поделиться опытом.

Также для комфортного обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ в научной библиотеке и абонементе оборудованы рабочие места с возможностями для лиц с нарушением зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

Особое внимание уделено реализации дисциплин «Физическая культура» и «Физическая культура и спорт» для обучающихся лиц с инвалидностью и ОВЗ.

В 2022 году установлен порядок освоения данных дисциплин на основе принципов здоровьесбережения в специально оборудованных спортивных залах с соответствующим спортивным инвентарем.

Немаловажная роль в создании комфортной доступной среды в Астраханском ГМУ для обучающихся лиц с инвалидностью и ОВЗ отводится оказанию на базе Многопрофильного медицинского клинического центра квалифицированной медицинской помощи.

Для обеспечения доступной среды для обучающихся лиц с инвалидностью и ОВЗ необходимы квалифицированные специалисты. Сотрудники Астраханского ГМУ периодически проходят повышение квалификации в сфере инклюзивного образования.

Астраханский ГМУ в мае 2022 года стал участником независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности, проводимой Общественным советом НОК при Минобрнауки РФ и получил по показателю «Доступность услуг для лиц с инвалидностью и ОВЗ» 100 баллов.

Наш университет второй год подряд проводит на своей базе конкурс профессионального мастерства среди людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс». По итогам 2022 года обучающиеся Астраханского ГМУ стали победителями и призерами V Регионального чемпионата и VIII Национального чемпионата по компетенциям Медицинский и социальный уход», «Медицинский и лабораторный анализ» и «Фармация» и «Зубной техник».

В завершение выступления Е.Г. Овсянникова рассказала о задачах развития инклюзивного образования в Астраханском ГМУ, направленных на обеспечение необходимыми условиями для получения высшего образования, организацию комплексного сопровождения образовательного процесса, социальную адаптацию, повышение педагогического мастерства преподавателей, содействие трудоустройству выпускников с инвалидностью и ОВЗ.