10. Политика в области медицинской деятельности и развития системы здравоохранения

10. Политика в области медицинской деятельности и развития системы здравоохранения

Политика в области медицинской деятельности и развития системы здравоохранения

Ключевые приоритеты и направления, планируемые результаты их реализации.

  1. Создание Научно-образовательного клинического центра (НОКЦ) высоких технологий и экспериментальной медицины как площадки для разработки и внедрения передовых лечебно-диагностических моделей и инновационных научно-методологических подходов в организации здравоохранения: а) преобразование поликлиники университета в smart-поликлинику с расширенными функциями диспансеризации, ранней диагностики, дистанционного мониторирования и индивидуального планирования оказания услуг, повышающих приверженность к медицинскому наблюдению и эффективность персонализированных программ диагностики и лечения; б) оснащение современного диагностического модуля с оптимизацией выбора индивидуальных диагностических программ для различных контингентов пациентов в целях здоровьесбережения; в) открытие клиники малоинвазивных, в том числе стационарзамещающих технологий с операционными, оснащенными эндоскопическим и ангиографическим оборудованием, палатами интенсивной терапии; г) интеграция в работу лечебно-диагностических модулей автоматизированных учебных рабочих мест, имитирующих реальную клиническую практику с использованием передовых цифровых технологий и медицинских информационных систем; д) подготовка и повышение квалификации кадровых ресурсов, обладающих современными и опережающими профессиональными компетенциями в сфере клинической медицины, медицинской профилактики и организации здравоохранения.
  2. Разработка программ здоровьесберегающей направленности для различных групп населения и контингентов работников: а) программы репродуктивного здоровья, профилактики заболеваний плода и новорожденного; программы профилактики заболеваний органов пищеварения, сердечно-сосудистой системы, а также профилактики зависимостей у лиц дошкольного и школьного возраста; б) программы поддержания трудоспособности взрослого населения, направленные на своевременную диагностику и профилактику осложнений болезней системы кровообращения, злокачественных новообразований, болезней системы органов дыхания и пищеварения; в) внедрение программы «ментального долголетия» в старших возрастных группах, позволяющих увеличить продолжительность здоровой жизни, а также социальной и трудовой активности населения.
  3. Разработка и реализация лечебно-диагностических стратегий при социально-значимых заболеваниях, влияющих на показатели продолжительности жизни: а) стратегия борьбы с онкологическими заболеваниями, включая повышение онкологической настороженности, выявление групп риска злокачественных новообразований; б) стратегия борьбы с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, включая повышение качества оказания помощи при сосудистых катастрофах, а также выявление и коррекцию клинически значимых стенозов сосудистых систем с плановой их коррекцией; в) стратегия борьбы с младенческой смертностью, включая эффективное наблюдение и лечение беременных и повышение качества оказания помощи новорожденным; г) стратегия улучшения качества оказания хирургической помощи за счет оптимальной маршрутизации, расширения применения малоинвазивных технологий лечения; д) внедрение программ реабилитации при заболеваниях, снижающих трудовые и социальные функции населения, в том числе постковидных синдромов, заболеваний с поражением центральной нервной системы.
  4. Построение организационно-экономических моделей здравоохранения для повышения качества медицинской помощи и удовлетворенности населения: а) разработка эффективной модели системы регионального здравоохранения на основе сбалансированной сети медицинских организаций с оптимальной маршрутизацией, этапностью и распределением функций; б) разработка и внедрение ценностно-ориентированных программ диагностики и лечения наиболее социально значимых заболеваний; в) развитие стационар-замещающих технологий в различных профилях оказания помощи с целью сохранения трудоспособности, снижения трудовых и материальных затрат; г) создание кадрового резерва с опережающими компетенциями, приобретенными при стажировках в ведущих федеральных и межрегиональных клиниках.
  5. Цифровизация сопровождения и оказания медицинской помощи в Университете и в системе региональном здравоохранении: а) внедрение цифрового контура ЕГИСЗ в медицинских организациях региона; б) расширение практик телемедицинских консультаций, внедрение виртуальных профессорских обходов в медицинских организациях; в) разработка и внедрение программ дистанционной экспертной оценки качества и безопасности медицинской деятельности; г) создание хранилищ цифровой медицинской информации с целью динамической оценки пациентов, а также расширения образовательных модулей; д) создание межрегионального и международного цифрового контура здравоохранения в медицинских и образовательных целях.
  6. Экспорт медицинских услуг: а) расширение детализированной информации в сети интернет о возможностях оказания медицинской помощи для потенциальных пользователей медицинских услуг; б) внедрение дистанционных консультаций «врач-пациент» для выбора программы лечения; в) заключение международных соглашений об оказании помощи отдельным контингентам пациентов с использованием высокотехнологичных и стационарзамещающих видов медицинской помощи; г) создание комфортной инфраструктуры для привлечения зарубежных пациентов.

Ожидаемые эффекты от реализации политики. В результате реализации политики в области медицинской деятельности и развития системы здравоохранения в рамках национальной цели «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей» будут внедрены здоровьесберегающие проекты и мероприятия по повышению эффективности диагностики и лечения социально-значимых заболеваний; в рамках национальной цели «Цифровая трансформация»  – осуществлены разработка и внедрение цифрового контура здравоохранения и медицинского образования региона, привлечение населения к интерактивному взаимодействию по получению медицинских услуг и активному участию в сохранении и восстановлении здоровья. В частности, будут достигнуты следующие показатели: а) разработана и внедрена инновационная модель системы здравоохранения, включающая профилактическую направленность, малоинвазивные подходы в лечении, эффективную реабилитацию и мониторинг состояния здоровья пациентов, с последующим распространением на регионы Юга России и Поволжья, а также государства Прикаспия и дальнего зарубежья; б) внедрены «ценностно-ориентированные», «риск-ориентированные» и «пациент-ориентированные» программы, результаты которых направлены на снижение смертности от социально значимых заболеваний с одновременным снижением затрат на здравоохранение, увеличение продолжительности жизни и создание благоприятной социальной среды с высоким уровнем удовлетворенности населения медицинской помощью; в) внедрены информационные модули для населения региона, направленные на популяризацию знаний о сохранении здоровья, факторах риска социально-значимых заболеваний, возможностях системы здравоохранения; г) создан единый цифровой медицинский контур Прикаспийского региона с интеграцией медицинских ресурсов.

В целом Программа развития Университета в части медицинской и лечебной деятельности направлена на содействие увеличению вклада в достижение национальных целей развития Российской Федерации в рамках Национальных проектов «Демография» и «Здравоохранение», сбалансированное пространственное развитие страны, укрепление геостратегической роли в регионе Прикаспия, обеспечение доступности качественного высшего образования и медицинской помощи.