УМК

Аспиранты

Ординаторы

Модули 2015

Практика

Аннотации

Базы кафедры
Обучающий симуляционный курс
Программа итоговой аттестации
Программа по ординатуре кафедры кардиологии 2015
ПРОГРАММА ПРАКТИКИ кафедры кардиологии ФПО
Программа практики ФГОС кафедры кардиологии 2015
Графики дежурств ординаторов
Компентенции
Литература
Расписание ординаторов кафедры кардиологии 2015
Расписание. Первичная специализация
Самоподготовка

Учебный процесс

На кафедре кардиологии ФПО проводится обучение:

1. Цикл  первичной  переподготовки врачей  по  специальности «Кардиология» с выдачей диплома о первичной специализации и сертификационных документов по специальности «Кардиология» – 576 часов

2. Сертификационный цикл общего усовершенствования по  специальности «Кардиология» – 288 часов

3. Циклы тематического усовершенствования по  специальности «Кардиология» :

  • ТУ 1 «Современные вопросы кардиологии», 72 часа
  • ТУ 2 «Актуальные вопросы неотложной кардиологии», 72 часа
  • ТУ 3 «Первичная и вторичная профилактика сердечно-сосудистых заболеваний», 72 часа
  • ТУ 4 «Избранные вопросы кардиологии», 144 часа
  • ТУ 5 «Клиническая электокардиография и другие неинвазивные методы диагностики сердечно-сосудистых заболеваний». 72 часа
  • ТУ 6 «Клиническо-диагностические аспекты нарушений ритма и проводимости», 72 часа
  • ТУ 7 «Вопросы диагностики и лечения ишемической болезни сердца», 72 часа
  • ТУ 8 «Фармакотерапия в кардиологии», 72 часа
  • ТУ 9 «Диагностика и лечение артериальных гипертензий», 72 часа
  • ТУ 10 «Функциональные методы диагностики в кардиологии», 144 часа

4. Клиническая ординатура по специальности «Кардиология».

5. Аспирантура по специальности «Кардиология».

В учебный процесс включены лекции по актуальным вопросам кардиологии, основам интервенционной кардиологии и кардиохирургии. На кафедре представлен учебно-методический материал (учебно-методические пособия, методические рекомендации, видеофильмы, архив ЭКГ, ЭХО-КГ, ВСУЗИ, коронароангиограммы, рентгенограммы и т.д.). Обучение по клинической кардиологии проводится с углубленным изучением анатомии, нормальной и патологической физиологии, клинической фармакологии, кардиологической иммунологии наряду с приобретением навыков работы трактовки результатов диагностики на современном оборудовании.В течение циклов обучения курсанты кардиологи имеют возможность посещения Межрегиональных и Областных научно-практических конференций.

В состав учебной программы входят лекции семинарские занятия, усовершенствование практических навыков на базах кафедры кардиологии ФПО (первичного сосудистого отделения с блоком кардиореанимации и интенсивной терапии,  отделения неотложной кардиологии №1, терапевтическом отделении)  ГБУЗ АО «Городская клиническая больница №3», изучение амбулаторно-поликлинической кардиологической службы в  ГБУЗ «Областной кардиологический диспансер», вопросы реабилитации пациентов кардиологического профиля в ФБУ Центр реабилитации ФСС РФ «Тинаки».

Литература

Основная литература:

  1. Беленков Ю.Н. Функциональная диагностика сердечно-сосудистых заболеваний  / Ю. Н. Беленков, С. К. Терновой. – М : “ГЭОТАР – Медиа”, 2007. – 975с.
  2. Болезни сердца и сосудов. Руководство Европейского общества кардиологов / под ред. А.Джона Кэмма, Томаса Ф. Люшера, Патрика В. Серруиса ; пер. с англ. под ред. Е. В. Шляхто. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. — 1480 с.
  3. Болезни сердца по Браунвальду: руководство по кардиоваскулярной медицине. Т. 1, Т. 2 Браунвальд, Логосфера, 2012.
  4. Кардиология: нац. рук.: [с прил. на компакт-диске]/ под ред. Ю. Н. Беленкова, Р. Г., Оганова. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 1232 с.
  5. Кушаковский, М.С. Аритмии сердца (Расстройства сердечного ритма и нарушения проводимости. Причины, механизмы, электрокардиографическая и электрофизиологическая диагностика, клиника, лечение): Руководство для врачей. – 3-е изд., испр. и доп. /М.С. Кушаковский. – СПб.: ООО «Издательство Фолиант»,  2007.  – 672 с.
  6.  Национальные клинические рекомендации. Сборник / Под. ред. Р.Г. Оганова. – 3-е издание. – М.: Изд-во «Силицея-Полиграф», 2010. – 592с.
  7. Орлов, В.Н. Руководство по электрокардиографии. – 5-е стер. изд. – М.: ООО «МИА», 2006. – 528 с.
  8. Руксин, В. В. Неотложная кардиология: рук. для врачей/ В. В. Руксин. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Бином. Лаб. знаний : ГЭОТАР-Медиа ; СПб. : Невский диалект, 2007. – 511 с.

Дополнительная литература:

  1. Чичкова М.А. Диагностика и прогнозирование постперикардиотомного перикардита /Издательство «Астраханская государственная медицинская академия» – Астрахань,  2012. – 91с.
  2. Чичкова М.А., Ахминеева А.Х, Гальцев С.С., Кашин А.В. Гипертрофическая кардиомиопатия /Издательство «Астраханская государственная медицинская академия» – Астрахань, 2012. – 90с.
  3. Чичкова М.А., Алексеева Е.М., Зотикова О.С., Котельникова И.К. Кардиомиопатия: этиопатогенез, клиника, диагностика, лечение /Издательство «Астраханская государственная медицинская академия» – Астрахань, 2012. – с.
  4. Чичкова М.А., Гайрабекова Ф.Р., Мещеряков В.Н., Белова Е.П. Атеросклероз. Вторичная профилактика атеротромбоза после хирургического лечения ИБС /Издательство «Астраханская государственная медицинская академия» – Астрахань,  2013. – 96с.
  5. Чичкова М.А., Орлов Ф.В.  Применение трехмерной ротационной ангиографии с возможностью 3-D наведения в диагностике ИБС /Издательство «Астраханская государственная медицинская академия» – Астрахань, 2012. –  87с.
  6. Чичкова М.А., Козлова О.С., Ковалева Н.А, Лохвицкая Н.Л. Диагностика и лечение эссенциальной артериальной гипертензии /Издательство «Астраханская государственная медицинская академия» – Астрахань, 2013. – 98с.
  7. Чичкова М.А., Коваленко Н.В., Рубальский О.В. Аритмии сердца как осложнения инфаркта миокарда при реактивации  герпесвирусной инфекции /Издательство «Астраханская государственная медицинская академия» – Астрахань, 2013. –  85с.
  8. Александров В. В. Основы восстановительной медицины и физиотерапии : рекомендовано УМО по мед. и фарм. образованию вузов России в качестве учеб. пособия для системы послевуз. проф. образования врачей / В. В. Александров, А. И. Алгазин. – М. : “ГЭОТАР – Медиа”, 2009. – 132 с.
  9. Белялов Ф.И. Аритмии сердца: монография; изд. 5, перераб. и доп. – Иркутск: РИО ИМАПО, 2011. –  333 с.
  10. Бокерия Л.А., Ревишвили А.Ш., Оганов Р.В. и др. Клинические рекомендации по диагностике и лечению пациентов с фибрилляцией предсердий // Вестник аритмологии. – 2010. – №3. – С. 53-77.
  11. Васильев Е.Ю. Амбулаторное ведение больных после перенесенного инфаркта миокарда / Е.Ю. Васильева, И.И. Воробьева. //Фарматека. – 2009. – № 20. – С. 14 – 21.
  12. Вельков В.В. Новые международные критерии инфаркта миокарда и высокочувствительные тропонины: новые возможности и новые проблемы. //Клин. лаб. диагн. – 2014. – № 1. – С. 43 – 53.
  13. Виноградова Т.Л. Инфекционный эндокардит: современное течение – “Клиницист” 2011, №4, с. 4-8.
  14. Гиляревский, С.Р. Миокардиты: современные подходы к диагностике и лечению / С.Р. Гиляревский. – М.: Медиа Сфера, 2008. – 324 с.
  15. Диагностика и лечение фибрилляции предсердий. Рекомендации РКО, ВНОА и АССХ, 2012 г.  – 112с. (электронный ресурс).
  16.   Иванов С.П. Электрокардиостимуляция в лечении брадиаритмий (учебное пособие). – Астрахань: Изд-во АГМА, 2010. – 50с.
  17.  Кардиомиопатии и миокардиты /В.С. Моисеев, Г. К. Киякбаев. Санкт-Петербург, ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 368 с.
  18.  Кобалава Ж.Д. Достижения и проблемы современных исследований  антигипертензивных препаратов / Ж.Д. Кобалава, Ю.В. Котовская. //Кардиология. – 2011. – № 1. – С. 91 – 99.
  19.  Марков В.А. , Вышлов Е .В . Тромболитическая терапия при инфаркте миокарда. – Томск: STT, 2011. – 148 с.
  20.  Национальные рекомендации ОССН, РКО и РНМОТ по ­диагностике и лечению ХСН (четвертый пересмотр). – 2013г. – 94с.
  21.  Окли С., Уоренс К.А. Заболевания сердца у беременных /Пер. с англ. – М.: Изд-во Бином, 2010. – 368с.
  22.  Орловский П.И., Гриценко В.В., Юхнев А.Д., Евдокимов С.В., Гавриленков В.И. Исскуственные клапаны сердца – Под ред. Шевченко Ю.Л. СПб.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 448 с.
  23.  Показатели центральной гемодинамики у пациентов с пароксизмальной атриовентрикулярной узловой реципрокной тахикардией до и после радиочастотной катетерной абляции / Ю.Н. Беленков, Е.Г. Желяков, А.В. Ардашев [и др.]. //Кардиология. – 2010. – № 9. – С. 28 – 33.
  24.   Руководство по амбулаторно-поликлинической кардиологии : рекомендовано УМО… в качестве учеб. пособия для системы послевузов. проф. образования врачей / гл. ред. Ю. Н. Беленков, Р. Г. Оганов. – М. : “ГЭОТАР-Медиа”, 2007. – 398 с.
  25.  Руксин В.В. Неотложная помощь при повышении артериального давления, не угрожающем жизни / В.В. Руксин, О.В. Гришин. //Кардиология. – 2011. – № 2. – С. 45 – 51.
  26.  Рыбакова М.К. Алехин М.Н., Митьков В.В. «Практическое руководство по ультразвуковой диагностике»:  М. – Видар,  2008г. – 512с.
  27. Ткачева О.Н., Рунихина Н.К. Артериальная гипертензия у беременных. Антагонисты кальция. – М.: ИД «МЕДПРАКТИКА-М», 2010. – 148с.
  28.  Циммерман Ф. Клиническая электрокардиография. 2 изд. – М.:Издательство Бином, 2009. – 424с.
  29. Шилов А.М. Хроническая сердечная недостаточность – особенности лечения / А.М. Шилов, М.С. Дулаева. //Кардиология. – 2011. – № 9. – С. 29 – 34.
  30.  Яковлев В. М.Клинико-визуальная диагностика безболевой ишемии миокарда / В. М. Яковлев, А. И. Мартынов, А. В. Ягода. – Ставрополь : б.и., 2012. – 214 с.

Периодическая литература:

Креативная кардиология», «Клиническая физиология кровообращения», «Анналы аритмологии», «Кардиология», «Российский кардиологический журнал», «Сердце», «Кардиологический вестник», «Вестник аритмологии», «Бюллетень Научного центра  сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева РАМН  «Сердечно-сосудистые заболевания», «Терапевтический архив», «Врач», «Артериальная гипертензия», «Consilium-medicum», «Кардиология и сердечно-сосудистая хирургия»,  «Врач-аспирант».

Интернет-ресурсы по кардиологии:

http://www.scardio.ru (Российское Научное Общество Кардиологов)

http://www.ossn.ru (Общество специалистов по сердечной недостаточности – ОССН)

http://www.cardioweb.ru (Государственный кардиологический центр)

http://cpr.sagepub.com (European Journal of Cardiovascular Prevention and rehabilitation)

http://www.ahjonline.com (American Heart Journal)

http://www.cardyologyonline.com (Cardiology Online – International Academy of Cardiology)

http://www.escardio.org (European Society of Cardiology)

http://www.escardio.org/journals/european-heart-j (European Heart Journal)

http://www.heart.org (American Heart Association)

http://www.jcardiovascularrisk.com (Journal of Cardiovascular Risk)

http://www.nejm.org (New England Journal of Medicine)

http://www.thelancet.com (Lancet)

Компетенции

Требования к уровню подготовки врача-специалиста кардиолога

Врач-специалист кардиолог должен обладать общекультурными (ОК) и про-фессиональными компетенциями (ПК):

Общекультурные компетенции характеризуются:

  • способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах своей профессиональной деятельности;
  • способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности:
  • способностью и готовностью использовать методы управления, организовывать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие ре-шения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции;
  • способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.

Профессиональные компетенции характеризуются:

в диагностической деятельности:

  • способностью и готовностью к постановке диагноза на основании диагностиче-ского исследования;
  • способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических ос-нов, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма  пациентов для своевременной диагно-стики конкретной группы заболеваний и патологических процессов;
  • способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний,  используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функ-ционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и пато-логических процессах,  использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической клас-сификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять ос-новные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний в конкретной группе заболеваний;

в лечебной деятельности:

  • способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях среди пациентов той или иной группы нозологических форм, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход: заболевания нервной, иммунной, сердечно-сосудистой, эндок-ринной, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови; своевре-менно выявлять жизнеопасные  нарушения, использовать методики их немедлен-ного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия;
  • способностью и готовностью назначать больным адекватное  лечение в соответ-ствии с поставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментоз-ной и немедикаментозной терапии больным с инфекционными и неинфекцион-ными заболеваниями, к ведению беременности, приему родов;

в реабилитационной деятельности:

  • способностью и готовностью применять различные реабилитационные меро-приятия (медицинские, социальные, психологические) при наиболее  распро-страненных патологических состояниях и повреждениях организма;
  • способностью и готовностью давать рекомендации по выбору оптимального ре-жима двигательной активности в зависимости от морфофункционального стату-са, определять  показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры, физиотерапии, рефлексотерапии, фитотерапии;

в профилактической деятельности:

  • способностью и готовностью применять современные гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения и подростков на уровне различных подразделений медицинских организаций в целях разработки научно обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения;
  • способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов в развитии болезней, проводить их коррекцию, осуществ-лять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, пара-зитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительскую работу по гигиеническим вопросам;

в организационно-управленческой деятельности:

  • способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении  (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, международную систему единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций;
  • способностью и готовностью использовать знания организационной структуры, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций раз-личных типов по оказанию медицинской помощи, анализировать показатели ра-боты их структурных подразделений, проводить оценку эффективности совре-менных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам.

Формирование профессиональных компетенций врача-специалиста предполагает овладение врачом  системой  профессиональных знаний, умений, навыков, владений.

Темы рефератов для самоподготовки:

1.         Атеросклероз и его последствия: этиопатогенез развития атеросклероза, методы диагностики, лечение.

2.         Беременность и сердечно- сосудистые заболевания.

3.         Внезапная сердечная смерть.

4.         Врожденные пороки сердца. Классификация. Открытый артериальные проток.

5.         Гипотензия: симптомы, течение, лечение.

6.         Злокачественная артериальная гипертензия: патогенез, клиника, лечение.

7.         Инфаркт миокарда: этиопатогенез, клиника, основные методы диагностики, дифференциальная диагностика.

8.         Инфаркт миокарда: лечение, осложнения инфаркта миокарда.

9.         Кардиомиопатии: дифференциальная диагностика, лечение.

10.       Коронароангиография: техника проведения, основные  показания и противопоказания, возможные осложнения.

11.       Перикардиты: этиопатогенез, клиническое течение, дифференциальный диагноз, лечение.

12.       Синдром слабости синусового узла. Клинические проявления. Лечение.

13.       Холтеровское мониторирование ЭКГ. История развития, техника регистрации и значение для диагностики сердечно-сосудистой патологии.

14.       Электрокардиостимуляторы. История развития, основные показания и противопоказания для постановки.

15. Электрокардиостимуляторы. Классификация, система маркировки кардиостимуляторов, правила поведения пациента с установленным кардиостимулятором.

Список ординаторов

Ординаторы первого года обучения:

1. Бембеева О.А.

2. Гамидов А.Г.

3. Геримсултанова Л.О.

4. Кадиев Г.М.

5.Тагиева С.Т.

6. Ярмедова С.Ф.

7. Манханова О.В.

8. Мусаев С.А.

Ординаторы второго года обучения:

1. Акаев З.Т.

2. Ахмедова Г.Ж.

3. Делемханов С.Х.

4. Джабраилова Э.Н.

5. Доронцева А.А.

6. Зубаирова Л.К.

7. Луковец В.С.

8. Садулаева С.У.

9. Талеб А.Х.

10. Хаджиева Э.З.

11. Хайбулаева З.А.

12. Цакаева З.У.

13. Эльберг О.В.

14. Шааби Мерием

Учебный план

Список аспирантов

1.Абдулкеримова А.А. –очный аспирант 3-года обучения

2. Гайрабекова Ф.М. – заочный аспирант 4-года обучения

3. Гордиенко И.В. – очный аспирант 2-года обучения

4. Долина О.Г. – очный аспирант 2-года обучения

5. Рассашинская Н.А. – очный аспирант 3-года обучения

6. Шаханова(Тебуева) М.Ш. -заочный аспирант 4-года обучения

Практика

Практика образовательных учреждений высшего профессионального образования является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования.

Цель практики – это закрепление теоретических знаний, развитие практических умений и навыков, полученных в процессе обучения  по кардиологии и формирование профессиональных компетенций врача-специалиста, т.е. приобретение опыта в решении реальных профессиональных задач.

Во время прохождения практики обучающийся обязан:

  • максимально использовать отведенное для практики время, в установленные сроки, в полном объеме и с высоким качеством выполнять все задания предусмотренные программой практики;
  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и иные нормативные правовые акты, определяющие порядок деятельности медицинских работников;
  • вести дневник практики, в котором ежедневно кратко записывать определенные сведения о проделанной в течение дня работе;

В соответствии с требованиями специальности врач-кардиолог должен знать и уметь:

1.         Общие знания.

–           основы законодательства о здравоохранении и основные директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

–           основы этики и деонтологии в медицине и кардиологии;

–           общие вопросы организации терапевтической и кардиологической помощи в стра-не, работу больнично-поликлинических учреждений, организацию скорой и неотложной помощи взрослому и детскому населению;

–           клиническую симптоматику и патогенез основных заболеваний сердечно-сосудистой системы у взрослых;

–           общие методы исследования в кардиологии, функциональные методы исследования и, в первую очередь, электрокардиографию в норме и при  патологии;

–           специальные методы исследования в терапии и кардиологии (рентгенологические, ультразвуковые,биохимические,ангиографические и др.);

–           основы фармакотерапии в кардиологической клинике, включая применение анти-биотиков и гормонов, механизм действия основных групп лекарственных веществ, осложнения, вызванные применением лекарств;

–           основы иммунологии и реактивности организма;

–           организацию службы интенсивной терапии и реанимации в кардиологической клинике, оборудование палат интенсивной терапии и реанимации;

–           применение физиотерапии, лечебной физкультуры и врачебного контроля, показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению;

–           основы рационального питания здорового организма, принципы диетотерапии у кардиологических  больных;

–           принципы и варианты профилактики, ее организацию и методы профилактики ос-новных заболеваний в кардиологии,

–           показания и противопоказания к операциям на сердце и магистральных сосудах;

–           вопросы временной и стойкой нетрудоспособности, организацию ВТЭ;

–           методы раннего выявления кардиологических заболеваний при массовом профи-лактическом обследовании населения;

–           основы стандартных и непараметрических методов статистического анализа;

–           диспансерное наблюдение за больными, проблемы профилактики;

–           формы и методы санитарного просвещения;

–           вопросы организации и деятельности медицинской службы гражданской обороны.

2.         Общие умения.

–           получить исчерпывающую информацию о заболевании больного; применить объективные методы обследования, выявить общие и специфические признаки забо-левания, особенно в случаях, требующих неотложной помощи пли интенсивной терапии; оценить тяжесть состояния больного; принять необходимые меры для выведения больного из этого состояния; определить объем и последовательность реанимационных мероприятий; оказать необходимую срочную помощь;

–           определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, функциональных и др.);

–           определить показания для госпитализации и организовать ее;

–           провести дифференциальную диагностику, обосновать клинический диагноз, схему, план и тактику ведения больного;

–           оценить данные электрокардиограммы, зондирование сердца, данные рентгенологического обследования и дать по ним заключение;

–           определить степень нарушения гемостаза, показания к тромболитической терапии и выполнить все мероприятия по их нормализации;

–           назначить необходимые лекарственные средства и другие лечебные мероприятия;

–           определить объем реабилитационных мероприятий и профилактики для больных сердечно-сосудистой  патологией;

–           определить объем лечения и реабилитации больных после операций на клапанах и сосудах сердца и имплантации кардиостимуляторов;

–           определить должный объем консультативной помощи и провести коррекцию лече-ния;

–           оформить медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению.

3.         Специальные знания, умения.

Специалист кардиолог должен уметь установить диагноз и провести необходимое лечение при следующих заболеваниях:

–           заболевания миокарда: кардиомиопатии (дилятационная, гипертрофическая, рест-риктивная); специфические поражения миокарда (инфекционные, токсические и др.);

–           артериальная гипертония и гипотония: гипертоническая болезнь; симптоматиче-ские гипертонии;

–           ишемическая болезнь сердца: инфаркт миокарда; стенокардия; нестабильная стенокардия и другие формы;

–           пороки сердца: пороки митрального клапана ( и пролапс митрального клапана);пороки аортального клапана; многоклапанные пороки сердца; основные варианты врожденных пороков сердца;

–           заболевания эндокарда, перикарда: острые и хронические перикардиты;инфекционные и ревматические варианты эндокардитов;

–           нарушения ритма и проводимости сердца: аритмии, связанные с нарушением функции автоматизма и возбудимости; аритмии, связанные с нарушением проводимости сердца; комбинированные аритмии;

–           атеросклероз: факторы риска и патогенез атеросклероза; формы и клинические проявления атеросклероза; профилактика и лечение атеросклероза;

–           недостаточность кровообращения: формы и варианты; принципы лечения и про-филактика;

–           поражения сердца при эндокринных заболеваниях: сахарный диабет; тиреотокси-коз; ожирение;

–           поражения сердечно-сосудистой системы при: алкоголизме;  наркомании; токси-комании; лучевой болезни;

–           поражения сердечно-сосудистой системы при некоторых видах профессионального спорта;

–           диагностика, течение и лечение заболеваний сердца при беременности;

–           легочное сердце: острое и хроническое;

–           травмы и опухоли сердца;

–           поражения сердца при системных заболеваниях: коллагенозах; амилоидозе;

–           особенности сердечно-сосудистой патологии у лиц старческого  возраста

–           неотложные состояния в кардиологии: диагностика и терапия неотложных состоя-ний (шок, коллапс, отек легких, тромбоэмболия легочной артерии, разрыв межжелудочковой перегородки, синкопальные состояния, гипертонический криз, тахикардии, брадикардии, МЭС); реанимация в кардиологии;

Врач-кардиолог должен уметь анализировать:

–           данные лабораторных и биохимических методов исследования;

–           данные рентгеноскопии и рентгенографии, томографии;

–           данные эхокардиографии, реографии;

–           данные радиоизотопных методов исследования;

–           данные ангиографии, коронарографии, вентрикулографии,

–           данные ЭКГ, велоэргометрии, пищеводной стимуляции сердца;

–           данные гемодинамики, катетеризации полостей сердца.

4.         Манипуляции.

–           реанимационные манипуляции;

–           пункцию и катетеризацию центральных вен, правых отделов сердца;

–           электроимпульсную терапию при аритмиях;

–           временную эндокардиальную стимуляцию ;

–           велоэргометрию;

–           вагусные и лекарственные пробы;

–           острый лекарственный тест;

–           снять и расшифровать электрокардиограмму;

–           определить группы крови, произвести переливание крови;

–           катетеризацию мочевого пузыря;

–           пункцию брюшной и плевральной полостей, полости перекарда;

–           чреспищеводную стимуляцию сердца;

–          суточное мониторирование ЭКГ, суточное мониторирование АД.

Защита практики оценивается как «зачет» или «незачет» и приравнивается к зачетам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости обучающихся.  В зачетной ведомости ставится оценка либо зачет (незачет).

Программа подготовки по специальности врач-кардиолог состоит из перечня профессио-нальных знаний, умений и практических навыков, которыми должны овладеть данный специалист и предусматривает три уровня усвоения материала:

1-ый уровень   (+) –  профессионально ориентироваться по данному вопросу;

2-ой  уровень  (++) –  может под руководством зав. Отделением или специалиста

использовать приобретённые знания;

3-ий  уровень  (+++) –  может самостоятельно применять приобретённые знания и уме-ния.

Перечень контрольных вопросов на зачете:

1.Клиническое обследование, лабораторно-инструментальная диагностика, тактика лечения у пациентов с гипертонической болезнью. Методы профилактики.

2. Клиническое обследование, лабораторно-инструментальная диагностика, тактика лечения у пациентов с симптоматической артериальной гипертензией почечного генеза.  Методы профилактики.

3. Клиническое обследование, лабораторно-инструментальная диагностика, тактика лечения у пациентов с симптоматической артериальной гипертензией эндокринного генеза. Методы профилактики.

4. Клиническое обследование, лабораторно-инструментальная диагностика, тактика лечения у пациентов с гемодинамической симптоматической артериальной гипертензией.

5. Клиническое обследование, лабораторно-инструментальная диагностика, тактика лече-ния у пациентов с диагнозом ИБС: Стабильная стенокардия. Методы профилактики.

6. Клиническое обследование, лабораторно-инструментальная диагностика, тактика лече-ния у пациентов c диагнозом ИБС: Прогрессирующая стенокардия.

7. Клиническое обследование, лабораторно-инструментальная диагностика, тактика лече-ния у пациентов при остром коронарном синдроме. Показания к хирургическому методу лечения.

8. Клиническое обследование, лабораторно-инструментальная диагностика, тактика лечения у пациентов с инфарктом миокарда. Профилактика осложнений. Поэтапная реабилитация больных, перенесших инфаркт миокарда. Сроки активизации. Санаторный этап реабилитации.

9. Реанимационные мероприятия при внезапной остановке кровообращения. Дефибрилляция. Методы профилактики.

10. Реанимационные мероприятия при внезапной остановке кровообращения. Временная электрокардиостимуляция.

11. Клиническое обследование, лабораторно-инструментальная диагностика, тактика лечения у пациентов с пароксизмальной формой фибрилляции предсердий. Профилактика осложнений.

12. Клинические данные, лабораторно-инструментальная диагностика у пациентов с осложнениями инфаркта миокарда. Неотложная помощь при отеке легких, кардиогенном шоке.

13. Клиническое обследование, лабораторно-инструментальная диагностика, тактика лечения у пациентов с суправентрикулярной тахикардией. Методы профилактики.

14. Клиническое обследование, лабораторно-инструментальная диагностика, тактика лечения у пациентов с диагнозом ИБС: Постоянная форма фибрилляции предсердий. Диспансерное наблюдение за больными, вопросы профилактики.

15. Клиническое обследование, лабораторно-инструментальная диагностика, тактика ле-чения у пациентов с диагнозом ИБС: AV-блокада III степени. Установка временного и постоянного электрокардиостимулятора.

16. Клиническое обследование, лабораторно-инструментальная диагностика, тактика лечения у пациентов с тромбоэмболией легочной артерии. Методы профилактики.

17. Клиническое обследование, лабораторно-инструментальная диагностика, тактика лечения у пациентов с хронической сердечной недостаточностью. Методы профилактики.

18. Клиническое обследование, лабораторно-инструментальная диагностика, тактика лечения у пациентов с атеросклерозом. Ангиографические методы исследования в диагностике атеросклероза. Методы профилактики.

19. Клиническое обследование, лабораторно-инструментальная диагностика, тактика лечения  пациентов с миокардитом. Методы профилактики.

20. Клиническое обследование, лабораторно-инструментальная диагностика, тактика лечения  пациентов с дилатационной кардиомиопатией. Методы профилактики.

21. Клиническое обследование, лабораторно-инструментальная диагностика, тактика лечения пациентов с гипертрофической кардиомиопатией. Исходы и прогноз заболевания. Врачебно-трудовая экспертиза.

22. Клиническое обследование, лабораторно-инструментальная диагностика, тактика лечения  пациентов с экссудативным перикардитом. Методы профилактики.

23.Клиническое обследование, лабораторно-инструментальная диагностика, тактика лечения  пациентов с инфекционным эндокардитом. Прогноз заболевания. Показания к хирургическому лечению. Профилактика обострений. Диспансеризация.

24. Клиническое обследование, лабораторно-инструментальная диагностика, тактика лечения  пациентов с пороками митрального клапана. Показания к хирургическому лечению. Диспансеризация.

25. Клиническое обследование, лабораторно-инструментальная диагностика, тактика лечения  пациентов с пороками аортального клапана. Показания к хирургическому лечению. Диспансеризация.

26. Клиническое обследование, лабораторно-инструментальная диагностика, тактика лечения у пациентов с дефектом межжелудочковой перегородки. Показания к хирургическому лечению. Диспансеризация.

27. Клиническое обследование, лабораторно-инструментальная диагностика, тактика лечения  пациентов с дефектом межпредсердной перегородки. Показания к хирургическому лечению. Диспансеризация.

28. Клиническое обследование, методы диагностики у пациентов  гипертонического криза. Неотложная терапия, методы профилактики.

29. Клиническое обследование, лабораторно-инструментальная диагностика, тактика лечения  пациентов с поражением сердца при сахарном диабете 2 типа и ожирении.

30. Клиническое обследование, лабораторно-инструментальная диагностика, тактика ле-чения у пациентов с синдромом слабости синусового узла. Установка временного и постоянного электрокардиостимулятора.