План практических занятий на 5 семестр 2008-2009 учебного года (для студентов лечебного, педиатрического, мед.проф. факультетов)
Вопросы к темам семинарских занятий
Вопросы к занятию по теме: “Роль наследственности в патологии”.
План практических занятий на 5 семестр 2008-2009 учебного года (для студентов лечебного, педиатрического, мед.проф. Факультетов).
Вопросы к семинару по теме: “Язвенная болезнь желудка и 12-ти перстной кишки”.
Вопросы к семинару по теме: “Патофизиология сахарного диабета”.
Темы лекций на 2008-2009 уч. год (для студентов 3-го курса лечебного, педиатрического, мед. профилактического факультетов)
Экзаменационные вопросы (для студентов 3 курса лечебного, педиатрического, мед. проф. Факультетов) на 2008 – 2009 уч. г.
Экзаменационные вопросы (документ word)


До настоящего времени на кафедре проводилось обучение студентов третьего курса лечебного и педиатрического факультетов. С 2005-2006 учебного года проводятся лекции и практические занятия со студентами 2 курса факультетов «Фармация» и «Высшего сестринского образования» очного и заочного отделений по курсу общей патологии.
Лекционный курс излагается с диалектических позиций, рассматриваются отдельные вопросы истории отечественной патофизиологии и кафедры патофизиологии АГМА. Особо акцентируется значение патофизиологии для клинической и профилактической медицины. На практических занятиях особое внимание уделяется новейшим направлениям медицинских исследований и достижениям мировой науки в области медицины.
       На кафедре имеются стенды: «История кафедры», «Отечественные патофизиологи», «Патофизиология клетки», а также свыше 40 учебных микростендов.
Лекционный курс за последний год значительно обновлен с целью включения вопросов проблемного характера.
Помимо обычных практических занятий на кафедре проводятся семинары по отдельным сложным вопросам общей и частной патофизиологии. Методические указания для практических занятий, разработанные сотрудниками кафедры постоянно обновляются и совершенствуются. При этом основное внимание уделяется внедрению элементов учебно-исследовательской работы студентов, особенно в процессе проведения экспериментов над животными.
Разработан и внедрен программированный контроль начального и конечного уровней усвоения знаний студентов на основании Всероссийского учебно-научно-методического Центра по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию. В настоящее время преподаватели имеют возможность проводить машинный программированный контроль по всем разделам патофизиологии.
Студенты полностью обеспечены учебниками в библиотеке академии приобретены учебники  по патофизиологии: Н.Н. Зайко, А.Д. Адо, П.Ф. Литвицкого.
       Систематически проводятся индивидуальные и групповые беседы со студентами по вопросам профессиональной этики, деонтологии, андрогогики, товариществе и взаимопомощи, о культуре поведения. Студентам прививается интерес к научно-исследовательской работе, воспитывается творческое отношение к врачебной профессии, глубокие гражданские качества.

Кафедра ведет преподавание на III курсе лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов, II и III  курсах стоматологического факультета, II курса медицинского колледжа, где студенты изучают общую и частную патологию или, другими словами, материальный субстрат общепатологических процессов (дистрофии, воспаление, опухолевый рост и пр.) и частных нозологических форм (инфаркт миокарда, язва желудка, цирроз печени, рак легкого и пр.), т.о. на III курсе студенты постигают патологическую анатомию как фундаментальную медико-биологическую дисциплину. На VI курсе студенты лечебного и педиатрического факультетов проходят на кафедре биопсийно-секционный курс, где знакомятся с практической работой патологоанатомической службы. На кафедре ведется подготовка интернов и ординаторов.
 
Темы практических занятий
1. Содержание, задачи предмета, методы его изучения. Повреждение, дистрофии. Паренхиматозные дистрофии. Белковые дистрофии: гиалиново-капельная, гидропическая. Жировые дистрофии. Углеводные дистрофии.
2. Стромально-сосудистые дистрофии. Белковые дистрофии: мукоидное и фибриноидное набухание, гиалиноз, амилоидоз. Жировые дистрофии. Углеводные дистрофии. Смешанные дистрофии. Нарушение хромопротеидов: гемоглобиногенные пигменты, протеиногенные пигменты, липидогенные пигменты. Нарушение обмена нуклеопротеидов, минерального обмена.
3. Некроз. Смерть. Признаки смерти, посмертные изменения.
4. Нарушение крово- и лимфообращения. Полнокровие (артериальное и венозное). Стаз. Кровотечение. Плазморрагия. Малокровие. Тромбоз, эмболия. Нарушение лимфообращения. Нарушение содержания тканевой жидкости.
5. Воспаление. Общие сведения о воспалении. Этиология воспаления. Морфология и патогенез воспаления. Терминология. Классификация. Исходы воспаления. Альтеративное и экссудативное воспаление. Пролиферативное воспаление. Морфологические формы.
6. Иммунопатологические процессы. Воспаление на иммунной основе.
7. Регенерация. Процессы приспособления и компенсации. Склероз.
8. Опухоли. Внешний вид и строение опухолей, рост опухолей. Доброкачественные и злокачественные опухоли. Опухолевая прогрессия. Иммунопатологические нарушения при росте опухоли. Этиология опухолей. Гистогенез и морфогенез опухолей. Эпителиальные опухоли без специфической локализации. Опухоли экзо- и эндокринных желез. Органоспецифические эпителиальные опухоли.
9. Мезенхимальные опухоли: доброкачественные и злокачественные. Опухоли меланообразующей ткани. Опухоли нервной системы и оболочек мозга.
10. Заболевания кроветворной и лимфатической ткани. Анемии. Лейкозы. Лимфогранулематоз. Лимфомы.
11. Болезни сердечно-сосудистой системы. Атеросклероз, эндокардиты, миокардиты, перикардиты. Васкулиты. Гипертоническая болезнь. Ишемическая болезнь сердца. Кардиомиопатии. ЦВБ.
12. Ревматические болезни. Врожденные и приобретенные пороки сердца. УИРС 1, 2.
13. Болезни органов дыхания. Острый бронхит, острые пневмонии, острые деструктивные процессы легких (абсцесс, гангрена). Респираторные аллергозы – бронхиальная астма. Хронические заболевания легких. Хронический абсцесс. Хроническая пневмония, интерстициальные процессы в легких. Рак легкого.
14. Болезни органов пищеварения – язвенная болезнь желудка, аппендицит. Болезни кишечника (энтериты, колиты). Рак желудка и кишечника. Болезни печени. Токсическая дистрофия печени. Гепатиты. Циррозы. Рак печени. Болезни желчного пузыря и поджелудочной железы.
15. Болезни почек и мочевыводящих путей. Гломерулопатии, тубулопатии, интерстициальный нефрит, почечнокаменная болезнь, уремия, нефросклероз, поликистоз. Опухоли почек. УИРС 3.
16. Болезни органов эндокринной системы. Авитаминозы. Болезни беременности и послеродового периода. УИРС 4.
17. Острые вирусные инфекции: грипп, парагрипп, аденовирусная инфекция, респираторно- синцитиальная инфекция, натуральная оспа, бешенство, СПИД. Дифтерия. Скарлатина. Корь. Коклюш.
18. Туберкулез. Сифилис. Лепра. УИРС 5.
19. Кишечный инфекции: брюшной тиф, дизентерия, сальмонеллез, амебиаз, холера.
20. Сепсис. Сыпной и возвратный тиф. Менингококковая инфекция.
 
Темы лекций
1. Содержание, задачи и методы патологической анатомии. Патология клетки.
2. Повреждение (альтерация). Морфологические проявления. Дистрофии паренхиматозные и сосудисто-стромальные.
3. Смешанные дистрофии. Некроз. Апоптоз.
4. Нарушение кровообращения.
5. Воспаление.
6. Иммунологические процессы.
7. Процессы приспособления (адаптация) и компенсации. Регенерация.
8. Опухоли.
9. Опухоли (продолжение).
10. Заболевания кроветворной и лимфатической ткани.
11. Введение в нозологию. Учение о диагнозе. Патология клеток крови и костного мозга. Болезни сердца.
12. Ревматические болезни.
13. Болезни органов дыхания.
14. Болезни органов пищеварения. Болезни печени.
15. Болезни почек.
16. Характеристика инфекционного процесса.
17. Вирусные инфекции.
18. Бактериальные инфекции.
19. Ятрогенная патология.
Список макропрепаратов  для практических занятий и экзамена
1.      Гипертрофия сердца.
2.      Инфаркт миокарда.
3.      Разрыв сердца с тампонадой.
4.      Бородавчатый эндокардит.
5.      Ревматический порок сердца.
6.      Врожденный порок сердца (незаращение межпредсердной перегородки).
7.      Шаровидный тромб в сердце.
8.      Фибринозный перикардит.
9.      Атеросклероз аорты.
 
10.      Крупозная пневмония.
11.      Бронхопневмония.
12.      Бронхоэктазы.
13.      Фиброзно-кавернозный туберкулез легких.
14.      Рак легкого.
15.      Геморрагический инфаркт легкого.
16.      Рак толстой кишки.
17.      Хроническая язва желудка.
18.      Рак желудка.
19.      Язва тонкой кишки при брюшном тифе.
20.      Полипоз кишечника.
21.      Жировая дистрофия печени.
22.      Цирроз печени.
23.      Метастазы рака в печень.
24.      Эхинококк печени.
25.      Камни в желчном пузыре.
26.      Панкреонекроз.
27.      Гломерулонефрит.
28.      Вторично-сморщенная почка.
29.      Амилоидоз почки.
30.      Гидронефроз.
31.      Поликистоз почки.
32.      Инфаркт селезенки.
33.      Малярийный пигмент селезенки.
34.       Кровоизлияния в мозг.
 
35.      Гнойный менингит.
36.      Опухоль мозга.
37.      Эндометрит.
38.      Фибромиома матки.
39.      Внематочная беременность.
40.      Рак молочной железы.
Список микропрепаратов для практических занятий и экзамена
1.-240- Коллоидная струма.
2.-96-Амилоидоз почки (окраска конго-рот).
3.-61- Ожирение сердца.
4.-37-Жировая дистрофия печени (окраска судан 3).
5.-144-Гиалиноз сосудов селезенки.
б.-228-Некрозы печени (токсическая дистрофия).
7.-117-Известковые метастазы в почку.
8.-21-Казеозный некроз лимфоузла.
9.-12-Атеросклероз аорты (окраска судан 3).
10.-111 -Отек легких.
11.-63-Геморрагический инфаркт легкого.
12.-11-Кровоизлияние в мозг.
13.-132-Микробная эмболия капилляров почки.
14.-121-Бурая индурация легких.
15.-51- Мускатная печень.
16.-60-Стазы в сосудах мозга.
17.-50-Инфаркт миокарда.
18.-98-Туберкулезный гранулемы в легком.
19.-27-Сифилитический мезаортит.
20.-136-Крупозная пневмония.
21.-167-Флегмона кожи и подкожножировой клетчатки.
22.-182-Флегмонозный аппендицит.
23.-181 -Гипертпрофия миокарда.
24.-168-Метаплазия эпителия слизистой оболочки бронха.
25.-179-Гранулдяционная ткань.
26.-66-Фиброаденома грудной железы.
27.-91-Плоскоклеточный ороговевающий рак.
28.-102-Аденокарцинома желудка.
29.-75-Пигментный невус.
ЗО.-142-Папиллома.
31 .-57-Саркома (недифференцированная).
32.-215-Лимфогранулематоз.
ЗЗ.-24-Язва желудка.
34.-195-Микронодулярный цирроз печени.
35.-52-Острый гломерулонефрит.
36.-187- Вторично-сморщенная почка.
37.-141-Геморрагический трахеит при гриппе.
38.-84-Лепракожи.
39.-73-Эмболический гнойный миокардит (септикопиемия).
40.-127-Тонкий кишечник при холере.
 
 
ПЕРЕЧЕНЬ
профессиональных умений и навыков для студентов III курса
Студент должен знать:
1. Термины, используемые в курсе патологической анатомии, основные методы патологоанатомического исследования.
2. Понятие об этиологии, патогенезе, морфогенезе, патоморфозе, учении о болезни, нозологии, принципы классификации болезней.
3. Сущность и основные закономерности общепатологических процессов.
4. Характерные изменения внутренних органов при важнейших заболеваниях человека.
Студент должен уметь:
1. Описать морфологические изменения изучаемых макропрепаратов, микропрепаратов и т.
2. На основании описания высказать мнение о характере патологического процесса и его клинических проявлений.
3. Определять морфологический субстрат любого патологического процесса, т.к. не существует функциональных изменений, не обусловленных соответствующими структурными сдвигами.
4. Сопоставлять морфологические и клинические проявления болезней, что позволит привить студентам основы клинико-морфологического мышления.
ПЕРЕЧЕНЬ
профессиональных умений и навыков для студентов VI курса
(по итогам биопсийно-секционного курса).
 
Студент должен знать:
1. Основные принципы организации патологоанатомической службы.
2. Основные положения нормативных документов, регламентирующих порядок проведения патологоанатомического вскрытия трупа.
3. Основные принципы классификации болезней.
4. Принципы построения и формулирования клинического и патологоанатомического диагноза и клинико-анатомического сопоставления.
5. принципы организации и работы комиссий по изучению летальных исходов, лечебно-контрольных комиссий и клинико-патологоанатомических конференций.
6. Значение и методы исследования биопсийного и операционного материала.
 
Студент должен уметь:
1. Во время вскрытия определить, оценить и запротоколировать обнаруженные изменения.
2. Сформулировать патологоанатомический диагноз, клинико-патологоанатомический эпикриз и дать заключение о причине смерти.
3. Заполнить медицинское свидетельство о смерти.
4. Определить категорию и причину расхождения клинического и патологоанатомического диагнозов; вид, категорию и причину ятрогении.
5. Провести забор, маркировку и оформить направление биопсийного и операционного материала для патогистологического исследования.