Кафедра на додипломном уровне готовит врачей-педиатров по разделу “Пропедевтика детских болезней” и “Поликлиническая и неотложная педиатрия”. Кафедра является выпускающей на педиатрическом факультете Астраханского ГМУ, здесь ежегодно обучаются студенты 3, 5 и 6 курсов педиатрического факультета.

Обучение студентов на кафедре проводится согласно “Программе по поликлинической  и неотложной педиатрии для студентов педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений” (Москва, 2000), нормативных документов МЗ РФ, Министерства образования РФ, ректората Астраханского ГМУ и с учетом традиций вуза. В учебном процессе используются все приказы, инструкции и другие нормативные документы МЗ и СР РФ, территориальных органов управления здравоохранением, а также собственных данных и данных других кафедр Астраханского ГМУ по УИР и НИР.

Обучение студентов на 3 курсе по дисциплинам «Пропедевтика детских болезней»  проводится по ФГОС 3+.

По всем 3 дисциплинам в соответствии с методическими рекомендациями УМО нашего университета подготовлены пакеты документов, входящих в учебно-методический комплекс:

1. Рабочая программа преподаваемой дисциплины.

2. Учебные материалы (учебники, презентации, учебные пособия, конспекты лекций в печатном и в электронном виде).

3. Методические указания для студентов.

4. Методические рекомендации для преподавателей.

5. Сборник ситуационных задач и текстовых заданий для самостоятельной работы студентов.

6. Тестовые задания трех уровней (ВК (30), ТК (10-15 по каждой теме), ИК (200)).

7. Список рекомендованной литературы (основной и дополнительной).

8. Программа практики (перечень практических навыков по дисциплине, если кафедра – клиническая).

9. Методический материал по производственной практике.

В бумажном и электронном вариантах разработаны учебно-методические комплексы (УМК) с включением:

  • 50 (16+20+14) методических рекомендаций для преподавателей
  • 50 (16+20+14) методических рекомендаций для студентов,
  • тестовых заданий в количестве 570+400+355
  • ситуационных задач – 150+200+22
  • Мультимедийные презентации для сопровождения лекций и практических занятий – 25+19+21
  • ЭКГ, рентгенограмм, данные лабораторных и инструментальных исследований – 145+105.

Разработан перечень обязательной учебной и методической литературы, информация о котором имеется в уголке выпускника. В базовых поликлиниках имеются методические папки по рекомендуемым темам для самоподготовки студентов. Коллектив кафедры подготовил и выпустил 5-е издание “Основы поликлинической педиатрии”. Пособие утверждено учебно-методическим объединением медицинских и фармацевтических ВУЗов и рекомендовано для студентов педиатрических факультетов медицинских ВУЗов.

Особое значение придается овладению практическими навыками и умениями, которые студенты приобретают при самостоятельной работе со здоровыми и больными детьми в поликлинике, на дому, в детских общеобразовательных учреждениях (ДДУ, школе), в доме ребенка. По окончании 5 курса в течение месяца студенты проходят производственную практику в базовых поликлиниках кафедры. Руководство осуществляют преподаватели с последующим написанием отчета по итогам практики и рекомендациями по улучшению ее проведения. Занятия по практике проводятся в соответствии с программой, которая ежегодно корректируется. В заключении практики студенты сдают зачет комиссии, в состав которой кроме преподавателей входят руководители первичного звена здравоохранения города.

Для более глубокого познания раздела по скорой и неотложной помощи на догоспитальном этапе и овладения практическими навыками выделен соответствующий подцикл. Ежегодно в конце учебного года проводится итоговая студенческая курсовая научно-практическая конференция по разделу скорой и неотложной помощи. В базовых поликлиниках проводятся совместные с участковыми врачами научно-практические конференции студентов по актуальным вопросам педиатрии на конкретном материале поликлиники.

Для углубления фундаментальной подготовки студентов в учебном процессе используются данные, полученные сотрудниками кафедры при выполнении НИР: региональные возрастные физиологические нормы иммунного статуса, использование иммунного и иммуногенетического статуса для прогнозирования состояния здоровья детей, особенности патологии у детей, живущих в экологически неблагополучном регионе, реабилитация часто болеющих детей (как на практических занятиях, так и в лекционном материале).