Преподавание по дисциплине «педиатрия» проводится студентам лечебного, медико-профилактического и стоматологического факультетов. В течение 8 (весеннего) семестра студенты лечебного и медико-профилактического факультетов изучают пропедевтику детских болезней: анатомо-физиологические особенности детского организма, симптоматику заболеваний, вопросы вскармливания здорового ребёнка, основные инфекционные заболевания детского возраста, в заключении цикла проводится зачёт по практическим навыкам (осмотр ребёнка по системам, интерпретация анализов. В 9 (осеннем) семестре изучаются наиболее частые в детстве хронические и инфекционные заболевания, студенты курируют больных детей, пишут историю болезни. Особое внимание уделяется оценке физического развития, питания грудных детей и заболеваниям раннего возраста. В течение всего периода обучения студентам прочитывается 16 лекций. По окончании 9 семестра студенты сдают экзамен.

Студенты стоматологического факультета проходят педиатрию в течение одного семестра (практические занятия, лекции) затем сдают зачёт, включающий вопросы по пропедевтике, по соматическим, инфекционным заболеваниям, по вскармливанию детей грудного возраста. В программу обучения входит также курс лекций по дисциплине (8 лекций).

Преподавательская деятельность по разделу «неонатология» осуществляется студентам 5 курса (10 семестр), 6 курса (11 семестр). По разделу «общий уход за детьми» – студентам 2 курса (3 семестр).

Практические занятия по неонатологии включают 80 часов на группу, лекции – 24 часа (всего 104 аудиторных часов). Экзамен государственный в составе междисциплинарного в 12 семестре. На 6 курсе проводится электив в первую неделю семестра.

Практические занятия по общему уходу за детьми включает 18 часов на группу, лекций нет.

Клиническими базами кафедры для преподавания неонатологии являются: Детская городская клиническая больница №1 (основная база кафедры – тел. 50-26-37), Клинический родильный дом, Перинатальный центр АМОКБ. Клинической базой для преподавания общего ухода за детьми является ОДКБ им. Н.Н. Силищевой (отделения гастроэнтерологии, кардиологии, гематологии, эндокринологии).

Преподавание неонатологии проходит по рабочей программе, составленной с учетом требований Государственного образовательного стандарта № 131 Мед/СП высшего профессионального медицинского и фармацевтического образования по специальности 060103.65 (040200) ПЕДИАТРИЯ. Общий уход за детьми преподается, в том числе, и на основании типовой программы ВУНМЦ МЗ РФ (1999).

Основной задачей дисциплины «неонатология» является систематическое изложение физиологии и патологии новорождённых детей. Студенты должны изучить заболевания новорождённых детей, усвоить этиологию, патогенез, клиническую картину, диагностику, лечение и профилактику каждой нозологической формы. Изучить особенности физиологии новорождённого ребёнка, провести дифференциальный диагноз основных нозологических единиц, овладеть необходимыми практическими навыками в диагностике, лечении и профилактике заболеваний новорождённых.

Основная цель преподавания ухода за детьми – обучить студентов педиатрического факультета – будущих детских врачей квалифицированному уходу, как за здоровым, так и за больным ребенком.

На кафедре неонатологии используется цикловая система обучения на базах специализированных отделений. В детской городской клинической больнице №1 – отделение для новорождённых с инфекционной патологией, неврологическое и соматическое отделение, отделение 2-го этапа выхаживания недоношенных, отделение реанимации и интенсивной терапии. В клиническом родильном доме – отделение для новорождённых №1 и №2, отделение реанимации.  В АОМКБ Перинатальный Центр – отделение для новорождённых и отделение реанимации.

Студенты участвуют в обходах доцента, учатся докладывать о состоянии больного, принимают участие в обсуждении сложных случаев диагностики различных заболеваний и лечения больных.

В течение каждого цикла студент ежедневно осматривает новорождённых по всем темам, подробно знакомится с оформлением медицинской документации, решает ситуационные задачи, обосновывает диагноз (в письменном виде), составляет индивидуальный план обследования больного, назначает конкретное лечение с указанием доз и режима приема лекарственных препаратов.

На каждом практическом занятии разбираются ~ 2-3 тематических больных с закреплением студентами практических навыков.

Кроме классического проведения практических занятий на кафедре для увеличения интереса студентов к дисциплине разработаны деловые и ролевые игры. К примеру, по неонатологии проводится деловая игра «Разбор смертности», которая пользуется большим успехом у студентов. Проводится деловая игра с участием двух команд студентов.

Часть тем дисциплины из рабочей программы выделены для самостоятельной (внеаудиторной) подготовки. Каждая из этих тем обеспечена методическим материалом, разработанным сотрудниками кафедры, включающим: вопросы для самоподготовки, методические разработки, список рекомендуемой основной и дополнительной учебной литературы. Для контроля самостоятельной (внеаудиторной) подготовки студентов используются следующие формы контроля – написание рефератов, составление и решение ситуационных задач, составление диагностических и лечебных алгоритмов, оценка и рецензия ведения историй болезни, итоговый тестовый контроль.

ped1   Используются также такие формы обучения как: участие в научно-практических конференциях, анализ архивного материала, реферативные сообщения, обзорные доклады, привлечение студентов к научно-исследовательской работе и др. На элективных занятиях по неонатологии на 6 курсе в этом семестре присутствовали 17 человек.

На кафедре успешно работают 2 научных студенческих кружка: по педиатрии и по неонатологии. Студенты не только обсуждают клинические случаи, готовят сообщения, дополняя их новинками литературы. Они делятся познаниями национальных традиций, им интересны особенности литературы, музыки, старинной и современной архитектуры тех мест, откуда они прибыли на учёбу. Они делятся мнениями об улучшении оказания медицинской помощи, приближенной к их регионам. Об интересе студентов к преподаваемым разделам можно судить по росту посещаемости студенческих научных кружков на кафедре.

 

Перечень тематических практических занятий

10 семестр (5 курс) – 10 дней – 50 часов

1. Введение в неонатологию.

2. Организация обслуживания новорождённых в родильном доме.

3. Внутриутробная гипоксия.

4. Интра- и перивентрикулярные кровоизлияния.

 

5. Родовая травма.

6. ЗВУР.

7. Врождённые инфекции.

8. Гемолитическая болезнь.

9. СДР и массивная аспирация у новорождённых.

10. Геморрагическая болезнь новорождённых.

11. Инфекционно-воспалительные заболевания кожи и подкожной клетчатки.

12. Заболевания пупочного канатика, пупочной ранки, пупочных сосудов.

13. Пневмонии новорождённых.

14 Сепсис новорождённых.

15. Недоношенные дети. Выхаживание и вскармливание в родильном доме и на 2 этапе.

16. Течение инфекционных заболеваний, гипоксии, родовой травмы у недоношенных.

 

11 семестр (6 курс) – 6 дней – 30 часов

1. Эмбриофетопатии новорождённых (хромосомные, токсические, эндокринные).

2. Эндокринопатии новорождённых.

3. Перинатальные поражения ЦНС.

4.Желтухи новорождённых.

5. Анемии новорождённых.

6. Геморрагический синдром новорождённых.

7. Неинфекционные заболевания кожи новорождённых.

8. Заболевания желудочно-кишечного тракта новорождённых.

9. Респираторная патология новорождённых.

10. Инфекционно-воспалительные заболевания новорождённых.

11. Недоношенные дети с экстремально низкой массой тела при рождении (менее 1000 гр.).

Тематический план лекций на 5 курсе (10 семестр)

1.     Введение в неонатологию.

2.     Внутриутробная гипоксия.

3.     Родовая травма.

4.     Задержка внутриутробного развития.

5.     Врождённые инфекции.

6.     Гемолитическая болезнь.

7.     СДР и массивная аспирация у новорождённых.

8.     Сепсис новорождённых.

9.     Недоношенные дети.

 

Тематический план лекций на 6 курсе (11 семестр)

1.     Неинфекционные заболевания кожи у новорождённых.

2.     Анемии новорождённых.

3.     Геморрагический синдром новорождённых.

4.     Желтухи новорождённых.

5.     Эндокринопатии новорождённых.

6.     Недоношенные дети с экстремально низкой массой тела при рождении (менее 1000 гр.).

Всего 16 дней – 96 часов (80+16)