График отработок

Аспирантура

Интерны и ординаторы

Компетенции

Практика

План лекций для студентов 4 курса педиатрического факультета (осенний семестр)
План лекций для студентов 4 курса лечебного факультета (осенний семестр)
План лекций по неврологии и медицинской генетике для студентов 4 курса лечебного факультета (весенний семестр)
План лекций по неврологии и медицинской генетике для студентов 4 курса педиатрического факультета на 2008-2009 учебный год, весенний семестр
Экзаменационные вопросы по неврологии

Вопросы дифференцированного зачета по неврологии и нейрохирургии для стоматологического факультета

В настоящее время на кафедре проходят обучение студенты лечебного, педиатрического, стоматологического, медико-профилактического факультетов, факультета иностранных студентов (4 курс – 7-8 семестры), факультета медицинской психологии (3 курс – 5, 6 семестры, 4 курс – 7, 8 семестры), студентов 3-4 курса лечебного факультета (производственная практика); студентов медицинского колледжа; семейных врачей.

С 2013 года на кафедре организован курс последипломного образования, где ежегодно обучаются более 50 интернов и ординаторов, а также большое количество врачей цикла усовершенствования.

Особое внимание уделяется освоению студентами и врачами новых современных методов диагностики и лечения заболевания головного, спинного мозга, периферической, вегетативной и нервно-мышечной систем, которые получили практическое применение в работе лечебных учреждений города Астрахани и области, воспитание у них профессиональных, нравственных и гражданских качеств.

С учетом современных требований, новых теорий и взглядов на патогенез заболеваний, ориентации на практическую деятельность пересмотрены план лекций и практических занятий по неврологии, нейрохирургии и медицинской генетике, в частности введено чтение лекций по темам:

  1. Современные методы обследования больных с заболеваниями нервной системы.
  2. Интенсивная терапия при неотложных состояниях у детей и взрослых.
  3. Головная боль у взрослых и детей (современная классификация, диагностические критерии, комплексная терапия).
  4. Прионовые и конфармационные болезни.
  5. Поражение нервной системы при СПИДе, туберкулезе, сифилисе.
  6. Перинатальные поражения нервной системы у доношенных и недоношенных детей.
  7. Врожденные пороки нервной системы.
  8. Детский церебральный паралич.
  9. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей.
  10. Поражение нервной системы при соматических заболеваниях.
  11. Метаболические и сосудистые энцефалопатии.
  12. Эпилепсия, неэпилептические пароксизмы.
  13. Митохондриальные болезни.
  14. Факоматозы.
  15. Аутоиммунные заболевания нервной системы.
  16. Новые достижения в диагностике генной и хромосомной патологии.
  17. Профессиональные поражения нервной системы от воздействия неблагоприятных физических факторов производственной среды.
  18. Профессиональные поражения нервной системы от воздействия неблагоприятных химических факторов производственной среды.
  19. Поражение центральной и периферической нервной системы при профессиональных заболеваниях.
  20. Лицевые боли.

Внедрены новые методы обучения в студенческих группах педиатрического факультета: проведение семинарских занятий по сценарию «Брейринга», организация диспутов, викторин, реферативные обзоры и разборы актуальных тем, недостаточно освещенных в учебнике (хромосомные болезни, аномалии развития головного и спинного мозга, внутриутробные инфекции, митохондриальная патология, демиелинизирующие заболевания, заболевания вегетативной нервной системы, головные боли, пароксизмальные состояния, коматозные состояния, неврозы, медицинская генетика и др.).

Созданы и демонстрируются студентам:

– альбомы с фотографиями больных по темам: «Перинатальная патология», «Сегментарные вегетативные нарушения», «Надсегментарые вегетативные нарушения», «Гемиатрофия лица»; слайды по темам: «Родовые повреждения позвоночника и спинного мозга», «Врожденные аномалии головного и спинного мозга», «Наследственные заболевания обмена веществ», «Демиелинизирующие заболевания», «Митохондриальная патология».

стенды:

«Двигательный анализатор», «Рефлекторные дуги» «Типы чувствительных расстройств», «Бульбарный и псевдобульбарный паралич», «Иннервация мочевого пузыря», «Биохимические механизмы памяти», «Патогенез мигрени», «Классификация мигрени», «Диагностические критерии панических атак», «Патогенез эпилепсии», «Дифференциальный диагноз эпилепсии и псевдоэпилептических состояний», «Международная классификация эпилепсии, классификация эпилептических приступов», «Морфоструктурные изменения у детей с судорожным синдромом», «Фотосенситивная эпилепсия», «Первая помощь при эпилептическом статусе», «Кровоснабжение головного мозга», «Стратификация причин кардиоэмболического инсульта», «Этиологические факторы сосудистой патологии мозга», «Клиническая картина ишемических инсультов в зависимости от артериального бассейна», «Дифференциальный диагноз ишемического и геморрагического инсульта», «Неврологические синдромы при ишемических инсультах», «Лечение инсульта», «Базисная терапия инсультов», «Дифференцированная терапия при ишемическом инсульте в остром периоде», «Гидроцефалия», «Врожденные аномалии развития головного и спинного мозга», «Родовая травма спинного мозга», «Ятрогенные заболевания нервной системы», «Хромосомные болезни», «Факоматозы», «Новые технологии в нейрохирургии и неврологии», «Ликвородиагностика при менингитах», «Недифференцированная антибактериальная терапия при менингитах», «Лечение гнойных менингитов», «Лечение болезни Паркинсона», «Полинейропатия у детей и подростков», «Прогрессирующие мышечные дистрофии», «Гемиатрофия лица», «Редкие гипоталамические синдромы», «Демиелинизирующие заболевания у детей и подростков», «Дифференциальный диагноз атаксий», «Новые лекарственные препараты в неврологии»; «Недифференцированное лечение инсульта», «История медицинской генетики», «Шкала комы Глазго (в том числе детский вариант)», «Диагностика уровня поражения лицевого нерва», «Компрессия корешков при грыже диска», «Слуховой анализатор», «Вкусовой анализатор».

видеофильмы:

«Нетравматический апаллический синдром», «Инсульты», «Гидроцефалия», «Диагностика смерти мозга», «Дистония», «Болезнь Паркинсона», «Гиперкинезы», «Обследование новорожденных детей», «Эпилепсия», «Мозг человека»;

мультимедийные презентации:

«Медицинская генетика», «Нервно-мышечные заболевания», «Наследственные заболевания с преимущественным поражением пирамидной, экстрапирамидной и мозжечковой систем», «Факоматозы», «Наследственные болезни обмена веществ», «Эпилепсия, пароксизмальные состояния», «Головная боль», «Врожденные аномалии головного и спинного мозга», «Неврозы», «Новые технологии в нейрохирургии и неврологии», «Нарушение мозгового кровообращения», «Мозжечок, виды атаксий», «Экстрапирамидная система, синдромы поражения», «Нейровизуализация», «Деменции», «Головокружение», «Демиелинизирующие заболевания», «Менингиты, энцефалиты», «Заболевания периферической нервной системы».

Используются тесты I, II, III уровней и ситуационные задачи для итогового контроля знаний студентов факультета клинической психологии, педиатрического, лечебного, медико-профилактического факультетов по вопросам топической диагностики, частной неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики, рейтинг-балльная оценка эффективности обучения студентов по специальности «нервные болезни».

При чтении лекций и проведении практических занятий используются современные мультимедийные технологии.

На протяжении многих десятков лет еженедельно, по субботам (14.00) проводятся клинические разборы.